Skip to main content

«Один бестселлер часто вызывает всплеск интереса к тематике»

Книжный магазин «Москва» — один из самых любимых среди читателей страны. А еще он один из самых прогрессивных в России с точки зрения внедряемых технологий и реализуемых проектов. Здесь год назад с успехом прошла презентация книг, изданных в Алтайском крае. О читательских предпочтениях, отношениях с библиотеками, новых форматах, акциях в поддержку чтения и возможностях региональной литературы в столице мы поговорили с основным собственником и директором магазина Мариной КАМЕНЕВОЙ.

— Магазину в этом году исполняется 60 лет. Он любим, его посещает уже не одно поколение москвичей. Несколько лет назад мы занялись ребрендингом, обновили фирменный стиль магазина. А в целом книжные магазины активно меняют свои форматы, становятся местом, где создаются тематические клубы, проводятся встречи с интересными людьми и т. п. Это тренд мировой. Мы открыли магазин такого формата в Медведково в 2005 году: там было устроено кафе, где можно было и перекусить, и не только читать книги, но слушать аудио-издания. Продолжением этих поисков стала наша площадка на Воздвиженке в 2011 году. Здесь было не только кафе, но и кинозал, где мы и лекции проводили, и долгое время показывали кинофильмы. Такие книжные магазины можно встретить во многих российских городах, это уже не «открытие», а «повседневность». И это хорошо. А в свою очередь кафе, рестораны продолжили «литературную» деятельность, которую когда-то начали в Москве кафе «ОГИ»: в некоторых из них проводятся литературные чтения, презентации новинок. Так что это некое движение навстречу друг другу, ответ на потребность людей в интеллектуальном и одновременно развлекательном досуге.

— Взаимоотношения между библиотечным сообществом и книжными магазинами выстраиваются непросто, хотя на уровне взаимодействия руководителей или Ассоциаций все выглядит вполне мирно. Я всегда считала, что у нас общая задача – способствовать тому, чтобы навыки чтения, потребность в книге составляли неотъемлемую часть повседневной жизни человека. Если говорить о современных детях, у которых сегодня уже в младенчестве проявляется интерес к гаджетам, эта задача стоит особенно остро. Мы не конкуренты с библиотеками, и это показывает наша творческая дружба с Российской государственной детской библиотекой. В 2018 году в четвертый раз мы вместе представляли детские книги и программы на фестивале «Красная площадь», вместе принимали участие в подготовке «Концепции Государственной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»; «Москва» присоединилась к инициативе РГДБ по проведению в России «Международного Дня книгодарения». Наконец, наш магазин вместе с РГДБ и РЖД осуществил проект «Библиотека юного путешественника». Цель ее – создание детских библиотек в поездах. Мы привлекли к этому проекту почти сорок издательств. И теперь детские библиотеки функционируют в поездах разных направлений от Калининграда до Владивостока. Это пример столь важной консолидации разных участников отрасли в пропаганде чтения – издательств, библиотеки и книжного магазина. Опыт нашего сотрудничества говорит, что мы не конкуренты, а скорее партнеры и друзья.

— Молодые люди сейчас другие. Более свободные, с огромными возможностями для самореализации, ведь и живут они в другой стране, нежели наше поколение. Очевидно, что и книжные магазины, и библиотеки должны меняться тоже. Интерьер, внутреннее содержание работы, методы – все должно быть другим. Мы стараемся, чтобы и наши мероприятия менялись. В 2017 году мы провели нашу «Книжную бессонницу» в форме поэтических чтений, посвященных 85-летию Роберта Рождественского. Это был уникальный проект. Празднику в магазине предшествовал флешмоб в интернете (ведь именно там наши новые читатели и покупатели!) – «Мы все шестидесятники». В нем приняли участие несколько сотен человек. Пользователи выкладывали в сети фотографии родных и близких 1960-х годов, слайд-шоу из этих фото мы показывали на празднике, а участников награждали призами. Центральной фигурой этого мероприятия стал замечательный актер, друг нашего магазина и человек, по-настоящему любящий книги, – Максим Аверин. Пришло огромное число людей, и семьдесят человек всех возрастов – от семи до семидесяти – читали свои любимые стихи Роберта Ивановича. Почетным гостем была дочь поэта, известный фотограф и писатель Екатерина Рождественская. И молодежи было много – значит, мы правильно нашли формат, смогли их заинтересовать…

— Мы любим заниматься продвижением авторов, открывать новые имена, как зарубежных писателей, так и отечественных. В этом помогает наш проект «Книга месяца», который позволяет нам в течение тридцати дней широко рекламировать ту или иную книгу. Так читатели узнали и полюбили Андрея Аствацатурова с книгой «Люди в голом», Алексея Моторова с его «Юными годами медбрата Паровозова» или англичанина Питера Мейла и французскую писательницу Аньес Мартен Люган. И конечно, мы всегда ориентируемся на нашего покупателя, учитываем его запросы и интересы. Это касается и литературы, изданной в регионах России. Если книга, изданная в региональном издательстве, востребована, то мы ее находим и берем, либо напрямую у издателей, либо через оптовые структуры. Мы успешно продавали книги, вышедшие в Алтайском крае: собрание сочинений В. М. Шукшина, биографии актера Валерия Золотухина и кинорежиссера Ивана Пырьева, а также книги дальневосточного издательства «Рубеж».

— В «Москве» мы стараемся поддерживать книги, удостоенные главных литературных премий, как российских, так и зарубежных: делаем специальные выкладки номинантов и лауреатов, фокусируя на них внимание покупателя. Но иногда выбор жюри и читателей книжного магазина «Москва» расходится. Например, книга Ксении Букши «Завод «Свобода»», получившая премию «Национальный бестселлер», у нас не пользовалась популярностью. Обычно в первые дни после присуждения Нобелевской премии по литературе бывает всплеск продаж книг автора, получившего ее. Но затем, если книга сама по себе не вызвала отклика, этот спрос спадает, так как заканчивается время действия информационного повода. Так было с китайским писателем Мо Янь. Очень часто бывает, что какая-то одна книга «вытягивает» читательский интерес к автору, серии или жанру как таковому. Мы уже давно поняли, что, когда поднимается рейтинг одной из тематик, это заслуга двух, трех, а то и одной книги-бестселлера. Но с другой стороны, этот один бестселлер зачастую потом вызывает всплеск интереса к тематике в целом. Например, яркие книги таких авторов, как Митио Каку, Стивен Хокинг и других повысили популярность разделов естествознания, физики Вселенной. Кстати, сейчас в пятерке рейтинга первого полугодия 2018 года – издания нон-фикшн, причем, не новинки, а вышедшие в 2017 году: «Тонкое искусства пофигизма» М. Мэнсона, «Хочу и буду» М. Лабковского и «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Н. Харари. И эти книги-«звезды» также поддерживают интерес в целом к психологии и естествознанию.

— Есть определенная разница в читательских предпочтениях, и не только между Москвой и регионами. В Москве четыре больших независимых магазина. У них тоже читатель разный. Порой то, что продается лучше в «Москве», не становится «звездой» продаж в других магазинах, и наоборот, книга, прекрасно продающаяся у наших коллег, не идет у нас. Причина этого – различия в «портрете» покупателя наших магазинов: каковы его возраст, общий культурный уровень, привычка к чтению текста определенной сложности, и конечно, экономические возможности. Сегодня человек покупает книгу, которая ему действительно нужна, он не будет тратить 600–700 рублей (а новинки в переплете порой столько стоят) только потому, что это новинка.

— Бывает, что бестселлеры, которые успешно продаются на Западе, у нас в России по разным причинам, что называется «не пошли». Причины здесь могут быть самые разные, в частности неправильное позиционирование книги, неинтересная либо нечетко ориентирующая читателя о жанре книги обложка или аннотация, наконец, плохой перевод. Совсем не обязательно в основе лежит различие в ментальности. Но есть западные бестселлеры (и среди них очень яркие книги), которые, в первую очередь, ориентированы на большие этнические группы эмигрантов, живущих в Европе и США. У нас успех таких книг, как правило, скромнее. В то же время самые «громкие» мировые книжные проекты последних двух десятилетий прекрасно продавались в России. Это и многотомная «поттериана», и «Игра престолов» Джорджа Мартина, и даже «50 оттенков серого». Зеркальный пример – «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко, который был несомненным бестселлером во многих европейских странах. Сейчас на Западе, и в Европе, и в США, работают замечательные писатели, которых знает и любит наш читатель – по крайней мере, читатель книжного магазина «Москва». Об этом можно судить по продажам их книг – Джулиан Барнс в Англии, Джонатан Франзен в США, Эрик-Эммануэль Шмитт во Франции, Карлос Руис Сафон и Перес-Реверте в Испании. Это все крупнейшие мастера, чьи книги изданы в десятках стран. И я называю лишь некоторые имена.

5 фактов из жизни

  • Марина Каменева работает в книжной торговле с 1973 года: в «Дом книги» на Арбате она пришла, чтобы добыть дефицитные тогда произведения Александра Грина, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя. Через 16 лет Марина Ниловна возглавила книжный магазин «Москва», который тогда не любила: «Он был никакой. Длинный, узкий, и вообще я два года ходила и не знала, что там сделать», — вспоминает Марина Каменева.
  • В 1992 году наш собеседник вместе с коллективом за три дня успела сформировать пакет документов на приватизацию и обошла в этом процессе олигарха Бориса Березовского, претендовавшего на площади. В итоге Марина Ниловна стала основным собственником книжного магазина «Москва», которым является и сейчас.
  • Марина Ниловна – автор многих инноваций в отрасли. Именно она первой применила систему самообслуживания, внедрила терминалы-книгоискатели и карты лояльности с чипами. На базе магазина «Москва» создана система 1С-Книжный магазин, которая сейчас применяется практически по всей стране.
  • У Марины Каменевой есть любимые писатели, которым она «никогда не изменяет»: с юности любит Александра Грина, Джека Лондона, Хемингуэя, «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери и «Глазами клоуна» Г. Белля. Также Марина Ниловна постоянно обращается к поэзии Серебряного века и нашим «шестидесятникам». Особое место в ее жизни занимает творчество Владимира Высоцкого.
  • В современной литературе читатель Марина Каменева особенно выделяет «Письмовник» Михаила Шишкина, «Все потерять и вновь начать с мечты» Вадима Туманова, книгу «Ангелова кукла» Эдуарда Кочергина, «Лебединую песнь» Ирины Головкиной. «И совсем недавнее открытие – «Дни Савелия» Григория Служителя. Очень советую эту книгу всем», — говорит Марина Ниловна.
X