Skip to main content

Поздравительные открытки

Поздравительные открыткиС 26 марта по 14 апреля отдел редких книг приглашает посетить выставку, посвященную главному христианскому празднику – Светлому Христову Воскресению, святой Пасхе. Посетители увидят пасхальные открытки конца XIX – начала XX веков.

Поздравительные открытки пришли в Россию из Европы. Первые отечественные иллюстрированные открытки появились только в 1898 году.

История российской пасхальной открытки сразу же началась на «высокой ноте». Над сюжетами первых открыток трудились известные художники, работавшие в книжной и журнальной графике, – Е. Бем (Эндаурова), Н. Каразин, Ф. Беренштам, И. Репин и др. Печатались они в издательстве «Общины Святой Евгении».

«Община Святой Евгении» была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного Креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия. Община находилась под августейшим покровительством принцессы Евгении Максимилиановны Олденбургской внучки императора Николая I. Для получения средств на благотворительные цели «Община Святой Евгении» в 1896 году приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску художественных открыток.

В 1896 г. «Общиной Святой Евгении» были выпущены конверты для открыток к Святой Пасхе, Рождеству и для визитных карточек по рисункам Л. Бакста, М. Добужинского, Е. Лансере, С. Яремича и др. А через год 4 открытки, отпечатанные хромолитографией по заказанным акварелям Н. Каразина, вышли к Пасхе. Коммерческий успех позволил «Общине Святой Евгении» обратиться к художникам и, получив бесплатно 10 акварелей Е. Бем, И. Репина, К. Маковского, М. Виллие, Е. Самокиш-Судковской, Н. Самокиша, В. Овсянникова и С. Соломко, издать их к Рождеству и переиздать к Пасхе 1898 г.

К началу ХХ в. многие российские и зарубежные издательства выпускали пасхальные открытки для России: Р. Голике и А. Вильбор, О. Кирхнер, издательства «Ришар» (Санкт-Петербург), «Ленц и Рудольф» (Рига), «Гранберг» (Швеция), французское издательство И. Лапина, немецкое издательство О. Дьяковой и др. Некоторые западные издатели продавали в Россию готовые рисунки-клише со свободным местом для русского текста.

Отечественные и зарубежные открытки различались сюжетно. На европейских открытках изображали зайцев, цыплят, утят, цветы, листочки клевера, католические кирхи и др. На российских открытках – веточки вербы, традиционные пасхальные блюда (куличи, пасха), затейливо украшенные яйца (крашенки или писанки). Были очень популярны сюжеты, связанные с народными пасхальными традициями, – катание яиц, христосование и т. д.

В период с 1914 по 1917 гг. на пасхальных открытках появляются сюжеты, связанные с Первой мировой войной, – войны на полях сражений; солдаты, вернувшиеся с фронта домой; раненые бойцы на больничных койках в госпиталях; сестры милосердия и др. Популярны в этот период были открытки, изображающие христосование Николая II и дарение пасхальных яиц простым солдатам.

После революции 1917 г. новое правительство объявило пасхальные открытки недопустимой пропагандой религии. На десятки лет пасхальные открытки исчезли из обихода.

Анастасия Тетерина, Отдел редких книг, Тел. 50-66-29

X