Главная » Интервью » «Деление на физиков и лириков весьма условно»

«Деление на физиков и лириков весьма условно»

«Деление на физиков и лириков весьма условно»Министр образования и науки Алтайского края Александр ЖИДКИХ с юных лет интересуется серьезной литературой. И в отношении таковой в школьной программе его позиция в трех амплуа, — как главы ведомства, читателя и родителя, — абсолютно едина: изучать сложные произведения в школе необходимо. При этом Александр Анатольевич не скрывает: как в ученичестве, так и сейчас, он не слишком проникся творчеством Ф. Достоевского, над томами которого частенько страдают и нынешние старшеклассники. Об этом и подходах к преподаванию литературы, о книгах, физиках и лириках, — от первого лица.

— В отличие от современных детей, которые благодаря стараниям родителей и широко представленной сегодня сети развивающих центров, умеют читать с самого раннего возраста, меня научили чтению в 1 классе школы. До этого я, конечно, знал буквы, складывал слоги, читал (а чаще угадывал) вывески на магазинах и зданиях, но особого интереса не проявлял. В то время детство было менее организованным, и привлекательными казались другие формы познания мира. Но уже в юные годы уверенно могу отнести себя к категории много читающих детей, причем литературы, не всегда входящей в школьную программу. В период с 9 до 13 лет я читал книги А. Волкова про приключения Элли, потом «Библиотека пионера», фантастика А. Беляева и Ж. Верна, рассказы Д. Лондона, М. Твена, Ф. Купера, Дж. Кервуда Р.Л. Стивенсона, А. Конан-Дойля и многие другие.

В раннем подростковом возрасте стали интересовать произведения о войне и людях: М. Шолохова «Тихий Дон», «Судьба человека», В. Кожевникова «Щит и меч» К. Симонова «Живые и мертвые», Ю. Бондарева «Горячий снег», Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, книги из серии «Жизнь замечательных людей», «Избранные произведения писателей Азии и Африки». Мои 15-17 лет пришлись на начало 90-х, когда появились романы А. Солженицына «В круге первом», «Раковый корпус», а также произведения, публиковавшиеся в «Литературной газете». Сильное впечатление произвел В. Шаламов. Кроме того, «дух» времени требовал знания финансовой грамотности, и их основы я почерпнул, прочитав трилогию Т. Драйзера: «Финансист», «Титан», «Стоик». Русская классика из школьной программы старших классов тоже присутствовала, но в тот период не увлекала. «Навигатором» в мире литературы стала моя мама, которая очень много читала. У нас в доме была и сохранилась до сих пор достаточно большая библиотека, в основном классической художественной и справочной литературы которую на протяжении многих лет собирали родители.

— В детстве я перечитывал книги по многу раз, сейчас на это не хватает времени, потому что хочется успеть прочесть другие интересные произведения. Тем не менее, с возрастом я открыл для себя классиков русской и советской литературы, недавно, например М. Салтыкова-Щедрина и В. Катаева. Очень способствуют переосмыслению и новому прочтению современные художественные фильмы и сериалы, снятые по произведениям «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Куприн. Яма; Впотьмах; Поединок». Кроме того, мне очень интересны произведения из книжной серии «Алтай. Судьба. Эпоха». А еще я недавно с большим удовольствием прочитал специальный выпуск «Роман-газеты», посвященный 80-летию Алтайского края. Читаю и современных прозаиков, информацию о которых я беру из социальных сетей, от тех людей с которыми так или иначе связан в разных сообществах. Они часто делятся впечатлениями о прочитанном, и если их ощущения от книги совпадают с моим настроением в данный момент времени, то стараюсь ее найти. Одну из последних художественных книг, содержание которой напрямую связано с темой образования, я прочел после просмотра одноименного фильма по роману А. Иванова «Географ глобус пропил». Он написан в 1995 году и во многом отражает мои впечатления от учебы в школе и жизни вне класса в то время. Как человек, не берусь судить главного героя или ставить себя на его место, сейчас все совершенно другое, и затронутая тема сама по себе очень неоднозначная, а значит и дискуссионная. Но с позиции министра образования хочу порекомендовать родителям, следить за тем насколько их дети соблюдают возрастной ценз при просмотре или прочтении различных информационных материалов.

— Читать книги безотносительно ко времени в котором живешь или к состоянию собственной души на данный момент — занятие не слишком продуктивное. Ежедневно мы получаем такое количество информации, с которой даже молодые умы не в силах справиться, если их не научить выбирать самое ценное. Для этого необходимо предложить понятную логическую конструкцию, что и делают учителя, разбирая на уроках тексты классиков, показывая сюжетную линию, обращая внимание на основные моменты эпохи, поступков, отношений, условий и множества других факторов сопоставляя с действительностью. В этом и заключается суть классических произведений – они всегда актуальны при их правильной подаче. Впоследствии дети начинают вырабатывать свои алгоритмы переработки информации, ориентируясь на ситуацию, выбирают для себя главное и второстепенное, и совершенно объективно, что их приоритеты в чем то могут не совпадать с нашими. Поэтому я за то чтобы произведения классиков оставались в школьной программе, какими бы сложными они ни казались изначально. Лично у меня трудности с прочтением Ф. Достоевского, но я не теряю надежды когда-нибудь приблизиться к пониманию его творчества.

— Межпредметный, мультидисциплинарный, метапредметный подходы известны и применяются достаточно давно. Давайте вспомним курс «Музыкальная литература», который преподается в музыкальных школах, когда наряду с прослушиванием произведений композитора изучается его биография и многие другие аспекты жизни с точки зрения влияния на творчество. Из личного опыта скажу, что на 1 курсе университета нам давали задачи по программированию, решение которых предполагало наличие знаний высшей математики из 2 курса. Конечно, это не способствовало правильному усвоению предмета. На мой взгляд, очень важно выстроить образовательную программу таким образом, чтобы уроки дополняли друг друга в рамках одного временного периода. Например, изучаем мы литературу 20 века, соответственно история, география, иностранный язык и другие предметы должны коррелировать между собой. Сделать это непросто в силу того, что на разные предметы отводится разное количество часов, но стремиться к этому необходимо.

— Иногда слышу такую позицию, что можно «закрывать глаза» на неуспехи детей в школьной программе по точным наукам, если они ярко выраженные гуманитарии. Но как министр и как отец скажу: делать этого нельзя, ведь неуспехи, собственно, этим и обусловлены — отсутствием внимания со стороны взрослых. Даже самое незначительное отставание в изучении любого предмета чревато серьезными последствиями, а в дальнейшем и вовсе влечет снижение интереса к учебе в целом. Нельзя копить проблемы, их нужно вовремя видеть и оперативно устранять. Деление людей на «физиков» и «лириков» мне представляется весьма условным и тому очень много подтверждающих примеров. Истина где-то посередине, на пересечении двух осей координат: точных наук и гуманитарных. Многие термины имеют двойную природу, например в поэзии употребляются такие понятия как ритм или такт, которые в инженерных науках описываются математически. На мой взгляд, школьная программа достаточно сбалансирована и позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

— Писать мне нравится больше, чем разговаривать; есть время подумать и подобрать слова, выстроить логику, усилить отдельные моменты. У меня вышло более 70 научных статей о развитии экономики нашего региона с точки зрения оптимальной организации пространства. Из них наверняка может получиться объемная книга. Думаю, принципы написания художественного произведения, схожи с научными: необходимо владеть теорией предмета, профессионально разбираться в проблематике, иметь практический опыт, свою точку зрения и видеть перспективу. Наверное, с возрастом возникнет потребность поделиться и жизненным опытом, но пока его недостаточно, чтобы передать широкому кругу людей на страницах отдельной книги.

5 фактов из жизни

  • За 10 школьных лет Александр Жидких успел поучиться в 6 общеобразовательных школах 3 государств (СССР, ГДР, Республика Казахстан)
  • В 1989 году герой интервью ощутил на себе последнюю серию подземных ядерных взрывов в Семипалатинске
  • Александр Анатольевич преподавал «Региональную экономику» в нескольких высших учебных заведений Алтайского края
  • Министр образования и науки края увлекается гиревым спортом
  • В списке самых любимых писателей Александра Жидких первую пятерку занимают отечественные классики: А. Мельников-Печерский, Н. Лесков, В. Шишков, Л. Андреев и В. Шаламов. «Их произведения — настоящая летопись о людях, быте, нравах, поступках, условиях и многом другом, что не вписывается в рамки повседневной жизни», — говорит Александр Анатольевич.

Комментарии: