Skip to main content

«Древнерусская житийная литература»

С 22 по 31 мая в отделе редких книг проходит книжно-иллюстративная выставка «Древнерусская житийная литература», посвященная Дню славянской письменности и культуры, на которой представлены факсимильные воспроизведения уникальных древнерусских рукописных книг.

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботе о благе родины.

Д. С. Лихачев

Житие – это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека, которого вскоре причисляли к лику святых. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.

Житие стало одной из самых популяризируемых на Руси массовых форм пропаганды нового христианского, нравственного идеала. Жития читались в церкви во время богослужения, внедрялись в практику индивидуального чтения как монахов, так и мирян.

В основе сюжета житийного произведения – рассказ о жизни человека, прославленного церковью в лике святых. В занимательной форме здесь давался наглядный урок практического применения отвлеченных христианских догм. Она рисовала нравственный идеал человека, достигшего полного торжества духа над грешной плотью, полной победы над земными страстями. Основное назначение жития состоит в том, чтобы обосновать причину признания этого человека святым, описать его подвиги во славу веры и церкви.

На выставке представлено факсимильное воспроизведение древнейшего произведения, дошедшего до нас, – анонимного «Сказания о Борисе и Глебе».

Рассказ о мученической смерти князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком Владимировичем, помещен в «Повести временных лет» под 1015 годом. На его основе в конце XI века было создано анонимное «Сказание и страсть и похвала святому мученику Бориса и Глеба». Действие в нем по сравнению с летописной повестью более драматизировано, значительно усилена общая панегирически-лирическая тональность. Древнейший список памятника дошел до нас в составе Успенского сборника конца XII – начала XIII века.

Идеалы нравственной духовной красоты русского человека вырабатывались нашей литературой на протяжении всего почти тысячелетнего ее развития. Древнерусская литература создала характеры стойких духом, чистых душой подвижников, посвятивших свои жизни служению людям, общественному благу. Они дополняли народный идеал богатыря – защитника рубежей Русской земли, выработанный народной эпической поэзией.

«Древнерусская житийная литература»

Наталья Воробьева, отдел редких книг, т. 38 00 49

X