Skip to main content

Христово Воскресенье всем на веселье: из истории пасхальной открытки

Христово Воскресенье всем на веселье: из истории пасхальной открыткиС 27 марта по 22 апреля в отделе редких книг работает выставка «Христово Воскресенье всем на веселье: из истории пасхальной открытки». Посетители увидят поздравительные открытки конца XIX– начала XX века.

Первые поздравительные открытки пришли в России из Европы. Отечественные иллюстрированные открытки начали выпускаться только в 1898 г.

История оригинальной пасхальной открытки в России начинается сразу же на «высокой ноте». Над сюжетами первых открыток трудились известные художники, работавшие в книжной и журнальной графике, – Е. Бем (Эндаурова), Н. Каразин, Ф. Беренштам, И. Репин и др. Печатались они в издательстве «Общины Святой Евгении».

«Община Святой Евгении» была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного Креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия. Община находилась под августейшим покровительством принцессы Евгении Максимилиановны Олденбургской, внучки Николая I.

В 1896 г. «Общиной Святой Евгении» были выпущены конверты для открыток к Святой Пасхе, Рождеству и для визитных карточек по рисункам Л. Бакста, М. Добужинского, Е. Лансере, С. Яремича и др. А через год 4 открытки, отпечатанные хромолитографией по заказанным акварелям Н. Каразина, вышли к Пасхе. Коммерческий успех позволил «Общине Святой Евгении» обратиться к художникам и, получив бесплатно 10 акварелей Е. Бем, И. Репина, К. Маковского, М. Виллие, Е. Самокиш-Судковской, Н. Самокиша, В. Овсянникова и С. Соломко, издать их к Рождеству и переиздать к Пасхе 1898 г.

К началу ХХ в. многие российские и зарубежные издательства выпускали пасхальные открытки для России: Р. Голике и А. Вильбор, О. Кирхнер, издательства «Ришар» (Санкт-Петербург), «Ленц и Рудольф» (Рига), «Гранберг» (Швеция), французское издательство И. Лапина, немецкое издательство О. Дьяковой и др. Некоторые западные издатели продавали в Россию готовые рисунки-клише со свободным местом для русского текста.

Сюжеты отечественных и зарубежных пасхальных открыток отличались. Для европейской открытки характерны изображения зайцев, цыплят, утят, цветов, листочков клевера, католических кирок и др. На российских открытках изображали веточки вербы, традиционные пасхальные блюда (крашеные яйца, куличи, пасха), пасхальный крестный ход, зажженные свечи, разносимые верующими вечером Великого Четверга по домам после утрени. Были очень популярны сюжеты, связанные с народными пасхальными традициями, – катание яиц, христосование и т. д.

В период с 1914 по 1917 гг. на пасхальных открытках появляются сюжеты, связанные с Первой мировой войной, – воины на полях сражений; солдаты, вернувшиеся с фронта домой; раненые бойцы на больничных койках в госпиталях; сестры милосердия и др. Популярны в этот период были открытки, изображающие христосование Николая II и дарение пасхальных яиц простым солдатам.

Вскоре после революции 1917 г. пасхальные открытки на десятки лет исчезнут из обихода.

Приглашаем всех желающих посетить выставку.

 

 

 

Анастасия Тетерина

Отдел редких книг, т. 38-00-49

X