Главная » Выставки » Пасхальная мозаика

Пасхальная мозаика

С 18 апреля по 9 мая в отделе редких книг будет работать выставка «Пасхальная мозаика», посвященная празднику Светлого Христова Воскресения. Посетители увидят поздравительные пасхальные открытки конца 19– начала 20 века.

Первые поздравительные открытки появились в России из Европы. В России же иллюстрированные открытки начали выпускаться только с 1898 года. История первых отечественных пасхальных открыток связана с издательством «Общины Святой Евгении».

«Община Святой Евгении» была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного Креста с целью оказания помощи престарелым и больным сестрам милосердия. Община находилась под августейшим покровительством принцессы Евгении Максимилиановны Олденбургской, внучке Николая I.

В 1896 году издательство Общины выпустило, по рисункам Л. Бакста, М. Добужинского, Е. Лансере, С. Яремича и др. известных художников, конверты для открыток к Святой Пасхе, Рождеству и для визитных карточек. Коммерческий успех этого дела позволил издательству Общины обратиться к художникам и, получив бесплатно десять акварелей Е. Бем, И. Репина, К. Маковского, М. Виллие, Е. Самокиш-Судковской, Н. Самокиша, В. Овсянникова и С. Соломко, издать их к Рождеству и переиздать к Пасхе 1898 года.

Параллельно с отечественной открыткой продолжала существовать и европейская. Их отличал друг от друга, прежде всего, сюжет. Если для открыток из Европы характерны изображения зайцев и кроликов, утят и цыплят, то для российской открытки – изображение куличей, «крашенок» (крашенных пасхальных яиц) и т. д.

В период с 1914 по 1917 год сюжет пасхальных открыток меняется. Популярными становятся сюжеты, связанные с событиями Первой мировой войны. Вскоре после Революции 1917 года пасхальные открытки на десятки лет исчезнут из обихода.


Комментарии: