Skip to main content

«Les parapluies»: история одной картины»

В отделе гуманитарной литературы открывается выставка «Les parapluies»: история одной картины», посвященная 175-летию со дня рождения знаменитого французского живописца и графика Пьера-Огюста Ренуара, а  также 130-летию его известной картины «Зонтики».

Дождь. Париж. Зонтики. Эта картина простая и легкая, не заставляет нас погружаться в глубокие размышления. Однако история её создания не так проста. Ренуар начал картину в 1881 г., а закончил лишь в 1886-м. Благодаря этому в ней ещё видны черты импрессионистского прошлого Ренуара, но уже проявляется и иной подход к живописи – «энгризм» с более четкими контурами, прямыми линиями и более сдержанными тонами. Изначально все фигуры были выполнены в едином стиле с использованием ярких произвольных мазков, что было свойственно импрессионизму. Спустя несколько лет Ренуар внёс значительные изменения в картину, оставив практически нетронутой её правую часть. Хорошо видно, что женщина в левой части выполнена в более сдержанной манере, с чёткими контурами, и её одежда подверглась значительным изменениям соответственно моде того времени (ранее она носила шляпку и платье другого фасона, что подтверждено рентгеновским анализом).

В середине XIX в. с приходом промышленной революции жизнь в Европе ускорила темп, и художникам пришлось искать новые средства для выражения динамики, изменчивости и быстротечности жизни. Нужно было успеть запечатлеть яркие моменты, передать оживленность улиц. Для разработки новой техники и поиска новых приёмов Моне и Ренуар, будучи друзьями, отправлялись в «Лягушатник», место, где собиралась модная публика Парижа. Здесь юным художникам при помощи буйства красок, быстро и беспорядочно наносимых мазков удалось создать новый стиль живописи – импрессионизм. Новая техника позволяла передать красоту мира в динамике, поделиться своими мимолётными впечатлениями (фр. impressionnisme, от impression — впечатление).

Клода Моне, своего будущего товарища, Ренуар встретил в мастерской Шарля Глейра, куда поступил в 21 год. Там же он познакомился с Ф. Базилем, А. Сислеем, П. Сезанном и К. Писарро. Вместе они создали «Анонимное кооперативное товарищество» и в апреле 1874 г. устроили свою первую выставку, которая обернулась провалом. Тогда же участники получили прозвище «импрессионисты». И именно в эти годы Ренуар создает свои самые знаменитые полотна: «Большие бульвары», «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт», «Обнаженная», «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876–1877), «Тропинка в высокой траве» (1877), с репродукциями которых вы сможете ознакомиться на нашей выставке. Постепенно Ренуар добился всеобщего признания и перестал участвовать в выставках импрессионистов. А уже в 1879 г. он представил в Салон «Портрет актрисы Жанны Самари» и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878).

Однажды на просьбу рассказать, как возникло такое явление как импрессионизм, Ренуар отшутился: «У одного из нас на палитре не осталось больше чёрной краски. Он взял синюю. Из этого всё и вышло». И именно яркими красками, легкостью и живостью исполнения так привлекательны картины того времени, когда движение только зародилось, когда художники, которых мы сейчас причисляем к великим, стали смело делиться своими впечатлениями в стиле импрессионизма.

С биографией Пьера-Огюста Ренуара, с историей эпохи импрессионизма в целом вам помогут ознакомиться диски и книги, представленные на нашей выставке на русском, немецком,  английском и французском языках.

Выставка работает с 1 по 29 февраля.

«Les parapluies»: история одной картины»
Автопортрет, 1899
«Les parapluies»: история одной картины»
Бал в Мулен де ла Галетт, 1876
«Les parapluies»: история одной картины»
Зонтики, 1881—1886
«Les parapluies»: история одной картины»
Качели, 1876
«Les parapluies»: история одной картины»
Лягушатник, 1869
«Les parapluies»: история одной картины»
Портрет актрисы Жанны Самари, 1878

 

Кафедра иностранной литературы

Тел.:  38-00-64

X