Skip to main content

Из опыта работы Публичного центра правовой информации краевой библиотеки

Из опыта работы Публичного центра правовой информации краевой библиотеки

Е. Н. Губанова,
Главный библиограф АКУНБ

Правовое просвещение населения — залог успешной реализации важных государственных реформ. От того, знают ли люди свои права и обязанности, информированы ли они о правовых актах, принимаемых законодательной властью — во многом зависит социально-экономическая ситуация в стране. Цены, налоги, льготы, социальная защита и вопросы их правового регулирования интересуют сегодня всех, поэтому активно развивается государственная система распространения правовой информации через СМИ, официальные издания и каналы коммуникации.

Важную роль в формировании правовой культуры граждан выполняют библиотеки, информируя население по таким социально значимым проблемам, как жилищно-коммунальное обслуживание, получение пенсий, льгот и всевозможных компенсаций. Свободный доступ граждан к правовой информации обеспечивают публичные центры правовой информации (ПЦПИ), действующие в региональных и муниципальных библиотеках. С 1998 г. в России последовательно реализуется межведомственная программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек». На сегодняшний день на основе библиотек Минкультуры России создано 1419 центров. (По данным сайта общероссийской сети публичных центров правовой информации http://www.pcpi.ru) Лидирующие позиции по количеству центров занимает Республика Чувашия — 140, Смоленская область — 129, Пермская область — 68.

На Алтае система доступа граждан к правовой информации начала развиваться с подписания Соглашения об информационно-правовом взаимодействии краевой библиотеки с администрацией Алтайского края и Центром правительственной связи в Алтайском крае. В результате этого соглашения в краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова в 2002 г. был открыт региональный ПЦПИ. Выбор библиотеки был не случаен. Алтайская краевая библиотека является крупнейшим информационным учреждением края, располагает значительным фондом литературы по праву, выписывает большой объем периодических изданий юридического характера, активно внедряет новейшие технологии в процесс информационного обслуживания читателей. Библиотеку ежегодно посещает более 80 тыс. жителей края, каждый десятый из них является реальным потребителем правовой информации. Помимо краевой библиотеки ПЦПИ действуют во всех городских библиотеках края. А в районных библиотеках центры информационной поддержки органов местного самоуправления были преобразованы в центры муниципальной и правовой информации, которые помимо информирования муниципальных служащих стали больше уделять внимания вопросам правового просвещения населения. Таким образом, всего в крае насчитывается 72 центра правовой информации, действующие в библиотеках городского и районного уровня.

Публичный центр правовой информации, созданный в краевой библиотеке, функционирует в структуре информационно-библиографического отдела, оборудован 5 компьютерами, лазерным принтером.

Центр предоставляет доступ к справочно-правовым системам «Законодательство России», «КонсультантПлюс», «Гарант». Правовые базы содержат полные тексты норм международного права, нормативно-правовые акты федерального уровня и Алтайского края, проекты законов, комментарии законодательства, документы судебной и арбитражной практики. Обратившись в ПЦПИ, пользователь может получить информацию о законодательных материалах в электронном или распечатанном виде. Если документ отсутствует в базах, то делается запрос по телефонам горячей линии в компании «Гарант-Алтай» и «Юр`ком(п)». Сотрудники центра обучают посетителей навыкам работы с электронными правовыми базами. Но в последние годы информационная культура читателей повышается, и большинство из них уже самостоятельно работает с правовыми системами. С целью пропаганды возможностей справочно-правовых систем центр проводит «День Гаранта», «День КонсультантПлюс», на которых читателей знакомят с электронными базами, вручают обучающие диски «Гарант» и «КонсультантПлюс», представляющие собой демонстрационную версию правовых баз и включающие законодательные материалы, комментарии правовых актов, электронные учебники по праву. Центр ежегодно принимает участие в Ярмарке информационных услуг, Декаде юридической литературы.

В обслуживании посетителей центра широко используются электронные ресурсы в виде компакт-дисков: «Ваш адвокат», «Виртуальная юридическая консультация», «Домашняя правовая энциклопедия», «Права ветеранов», «Защита прав ребенка» и ряд других, которые содержат подборки законодательных материалов и консультации юристов. При выполнении сложных запросов оказывает помощь глобальная сеть Интернет. Например, на сайте Государственной Думы РФ (http://www.duma.gov.ru) в разделе «Законодательная деятельность» отражена информация о рассмотрении и принятии законопроектов Государственной Думой. Наиболее часто просматриваются сайты Уполномоченного по правам человека в РФ (http://www.ombudsman.gov.ru), Центральной избирательной комиссии РФ (http://www.cikrf.ru), официальный сайт органов власти Алтайского края (http://www.altairegion.ru), портал общероссийской сети публичных центров правовой информации (http://www.pcpi.ru) и др.

Деятельность центра направлена на удовлетворение информационных потребностей широких слоев населения. Основная категория пользователей — это студенты высших и средних учебных заведений. Потребителями правовой информации являются также юристы, экономисты, предприниматели, государственные служащие, научные сотрудники. Наиболее активными в правовом отношении становятся пенсионеры, которые следят за изменениями законодательства в социальной сфере и самостоятельно пытаются решать свои житейские проблемы. За помощью в центр обращаются инвалиды, дети-сироты, репрессированные, малоимущие граждане, различные категории граждан, интересующиеся своими правами.

За пять лет существования центр приобрел хорошую репутацию среди жителей края и стал одним из востребованных отделов библиотеки. В год публичный центр правовой информации обслуживает свыше 9 тыс. человек. Появились постоянные посетители. Многие граждане приходят в центр по совету своих знакомых, социально-правовых организаций (собесов, судов, юридических консультаций). ПЦПИ сотрудничает с некоммерческой организацией «Фемида», созданной на базе юридического факультета АлтГУ. Посетители центра при необходимости направляются на юридические консультации, которые бесплатно оказывают студенты-старшекурсники, работающие в этой организации.

В Центре правовой информации граждане могут получить ответы на вопросы социально-правового характера: начисление пенсий, назначение субсидий, пособий, получение льготных лекарств. Помимо выполнения разовых запросов сотрудниками центра составляются подборки законодательных и статейных материалов на актуальные темы: «Охрана материнства и детства», «Призыв на военную службу», «Как получить наследство», «Обращение в Европейский суд по правам человека», «Порядок обращения к Уполномоченному по правам человека» и др. В центре оформлен стенд, где размещена важная и полезная для граждан информация по социально-правовым вопросам, которая постоянно обновляется. При этом наряду с электронными ресурсами в информационном обслуживании читателей по-прежнему активно применяются традиционные источники информации (газеты, журналы, юридические справочники).

Правовое просвещение населения ПЦПИ ведется по таким основным направлениям, как — защита прав человека, права потребителей, трудовые правоотношения, жилищно-коммунальное и медицинское обслуживание, пенсионное законодательство. В преддверии выборов 2007-2008 гг. оформлен уголок для избирателей «Навстречу выборам», где размещена информация по избирательному процессу в Российской Федерации. Работа центра строится на основе опережающего информирования. Сотрудниками центра постоянно изучаются потребности пользователей, отслеживаются изменения законодательства, затрагивающие социальные сферы жизни с целью выявления актуальной на сегодняшний день информации. Например, пользуется популярностью подготовленная центром подборка материалов о новой системе штрафов за нарушение правил дорожного движения, которая недавно вступила в действие.

2008 год объявлен годом семьи и, следовательно, информационная работа ПЦПИ должна быть ориентирована на проблемы семьи, государственной поддержки материнства и детства.

Особое внимание уделяется работе с муниципальными библиотеками края. С целью обмена опытом регулярно проводятся краевые и зональные семинары, библиотечные школы. В 2004 г. на базе ЦГБ г. Рубцовска проходил зональный семинар «Библиотека — общественный информационный центр», на котором обсуждались вопросы взаимодействия библиотек с органами местного самоуправления, и рассматривалась важность создания центров правовой информации в библиотеках городского и районного уровня. К 2006 г. сеть центров правовой информации в Алтайском крае значительно расширилась, библиотеками был наработан определенный опыт работы в этом направлении. С целью обмена опытом по формированию правовой культуры населения в Поспелихе проводился зональный семинар «Библиотека — центр правового просвещения».

Сотрудниками ПЦПИ оказывается информационно-методическая поддержка библиотекам края: составлен нормативно-методический сборник «Роль библиотек в системе распространения правовой информации», оказывающий помощь на этапе создания публичных центров правовой информации в муниципальных библиотеках; даются практические консультации районным библиотекам по организации работы центров правовой информации; выполняются запросы по телефону, электронной почте; рассылаются материалы, подготовленные центром в библиотеки, имеющие электронный адрес в Интернет.

Первостепенное значение в деятельности Публичного центра правовой информации играет социальное партнерство. На сегодняшний день ПЦПИ взаимодействует с Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ в Алтайском крае, Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, Избирательной комиссией Алтайского края, совместно с которыми проводятся различного уровня мероприятия. Так, в краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова при поддержке Избирательной комиссии Алтайского края в апреле 2007 г. состоялся краевой семинар «Роль библиотек в правовом просвещении избирателей», на котором выступающие особое внимание уделяли информационно-просветительской деятельности библиотек в повышении правовой культуры избирателей. Библиотеки не должны оставаться в стороне от такого значимого события, как выборы. Поэтому, на ближайшее время правовое просвещение избирателей — одно из актуальных направлений работы публичных центров правовой информации.

Библиография:

  • Белюкин В. А. Основные направления деятельности публичных центров правовой информации / В. А. Белюкин, В. М. Хургин // Науч. и техн. библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 17 — 27.
  • Демидов А. Публичные центры правовой информации / А. Демидов, М. Усачев, В. Юдин // Народное образование. — 2006. — № 2. — С. 160 — 164.
  • Доступ к правовой информации: методические материалы по организации работ публичных центров правовой информации / сост. Н. З. Стародубова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 288 с.
  • Кирпиченко С. С. Сельская библиотека как центр правовой информации населения // Новые технологии на службе библиотек. — Челябинск, 2004. — С. 50 — 52.
  • Кузьмин Е. И. Формирование системы доступа граждан Российской Федерации к правовой информации: итоги и перспективы / Е. И. Кузьмин, А. А. Демидов, М. Н. Усачев // Библиотековедение. — 2005. — № 6. — С. 8 — 16.
  • Мелентьева Ю. П. Публичные центры правовой информации: новые возможности библиотечного обслуживания. — М.: Фаир-Пресс: Гранд, 2004. — 96 с.
  • Роль библиотек в системе распространения правовой информации: сб. норматив. — метод. материалов / сост. Е. Н. Губанова. — Барнаул, 2004. — 40 с.
  • Тюрина О. М. Формирование ресурсов публичных центров правовой информации // Библиотековедение.- 2004. — № 4. — С. 56-64.
  • Участие библиотек в правовом воспитании и юридическом образовании населения области: [метод. материалы, разработанные Псков. ОУНБ] // Муниципал. власть. — 2001. — № 4. — С. 106 -113.
X