Cоветский живописец и график. Действительный член Академии художеств СССР (с 1949). Член КПСС с 1952. Учился в Москве, в частной студии И. И. Машкова (1914—1918) и во Вхутемасе (1921—1922). Участвовал в объединении «Бытие» (1922—1925). В 1926 вступил в АХРР. В конце 1920-х и в 1930-х гг.
Соколов-Скаля создает взволнованные романтические произведения, обращаясь к героическим событиям революции и гражданской войны [«Таманский поход», 1928, «Братья», 1932, «1919. Рабочий отряд», 1937, триптих «Щорс», 1938, «Взятие Зимнего дворца» (известен ряд вариантов) и другие], к драматическим темам современности («Путь из Горок», 1929), запечатлевая подвиги пограничников. Этим картинам свойственны монументальный размах, динамичность композиции, повышенная красочность, что, однако, в ряде работ Соколова-Скаля сочетается с чертами внешней патетики.
В годы Великой Отечественной войны Соколов-Скаля создал много политических плакатов, в том числе «Окон ТАСС» (Сталинская премия, 1942), написал историческую картину «Иван IV в Ливонии» (1942). Главные работы Соколова-Скаля послевоенного времени: «Освобождение Калуги» (1947) и «Краснодонцы» (1948; Сталинская премия, 1949). Соколов-Скаля много работает над иллюстрациями (к былинам и др.), выступает как театральный художник. Исполнил диораму «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» (1937) и руководил восстановлением (закончено в 1954) панорамы Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя».