Источник:
// История Алтая.- Барнаул, 1995.- Ч. 1.- C. 404-408.
Левашова, О. Г., Черняева, Т. Г., Никитина, М. Г.
Творчество И. И. Тачалова
Home

Иван Иванович Тачалов (1879-1929) родился в Барнауле, в среде, очень далекой от каких бы то ни было культурных интересов. Его тяжелое, беспросветное детство, описанное им в автобиографии, приведенной в известной статье М. Горького "0 писателях-самоучках" [Горький, М. О литературе.-М., 1953], позволило М. Горькому назвать Тачалова "человеком страшной жизни". Выходец из социальных низов, Тачалов с детства познал нищету, жестокость, беспробудное пьянство родителей. После тяжелой болезни, едва не отправившей его на тот свет, он стал глухим. С трех лет вместе со старшими братьями и сестрами Тачалов был вынужден работать папиросником, затем скитался, был музыкантом в притонах, работал по найму, пробовал торговать. Он не получил даже начального образования, Как он пишет в названной автобиографии: "Семи лет я в девятнадцать дней окончил курс образования в отцовском университете по новейшему способу преподавания: чтению - по обтрепанным листам календаря, письму - палкой на песке". Литературным творчеством будущий поэт увлекся, видимо, под влиянием знакомства с биографией и произведениями М. Горького, ясно осознавая впоследствии, что при всей несправедливости к нему судьбы он наделен уникальным знанием жизни, которое невозможно заменить никаким ее изучением. "Ведь я, - писал Тачалов в 1927 г., - выходец из черного царства низов, ведь я - посланец и представитель моих - до одурения задавленных братьев, ведь я пронес на своих плечах великие, зверские страдания, ведь я непосредственно знаю кошмарную действительносгь их интимной жизни. И потому мне ли изысканно затрагивать нежные струны человеческого сердца, когда в моих руках обух, способный оглушить мир?.." [Сибирские огни.- 1927.- № 3.- C. 242].

Переломным в его судьбе стал 1905 год. Не принадлежа ни к одной из политических партий, Тачалов принял активное участие в революционных событиях в Барнауле. По горячим следам этих событий были написаны первые произведения, принесшие Тачалову известность в среде барнаульских рабочих: песня "Казачья марсельеза" (опубликована впервые в брошюре "Четыре марсельезы", изданной подпольной типографией Барнаульского комитета РСДРП в 1906 г.) и сатирическая поэма "Егорка". Поэма, написанная в духе пролетарской поэзии начала XX в., носит ярко выраженный агитационный, публицистический характер.

Обращаясь прежде всего к городским низам, принявшим стихийное участие в черносотенном погроме в Барнауле, Тачалов стремится разъяснить смысл происходящих событий, воспроизводит политические споры, излагает различные революционные программы. Вместе с тем ему удается сохранить бытовую конкретность, почти документальную точность описываемого. Тачалов обращается к теме, характерной для пролетарской литературы начала XX в.: приход в революцию человека из социальных низов, пробуждение классового сознания. Такая постановка темы была новой для сибирской литературы. События показаны глазами забитого, безграмотного рабочего парня Егорки, впервые задумавшегося о причинах народных бедствий, ищущего правду на политических митингах. Автор сохраняет особенности народного восприятия происходящего, языка и нравов городских окраин, нередко использует фольклорные элементы - частушечный ритм, сказочный мотив поисков истины и т. п.

Не погода разгулялась
По дубравушке лесной,
И не море взволновало
Это наши патриоты -
Православная шпана,
Побросав свои работы,
Бьет политику она.
По закону и по праву -
Ведь не зря царь волю дал!
Бьет налево, бьет направо
Всех, кто под руку попал.
Режут, грабят, избивают,
Свищут, гикают, орут,
Книги в клочья разрывают,
Да и клочья в клочья рвут…

Поэма "Егорка" неоднократно с успехом читалась автором в рабочих аудиториях Барнаула и Томска, распространялась в списках, долгое время бытовала в устной традиции как народное произведение. За чтение этой поэмы Тачалов подвергался политическим преследованиям и в 1911 г. был выслан в Россию с запретом возвращаться в Сибирь.

В 1906-1911 гг. Тачалов живет в Томске, где сближается с Г. Гребенщиковым, П. Казанским, В. Шишковым, Г. Вяткиным. К этому периоду относится начало его переписки с М. Горьким, первые публикации стихов в книге "Второй литературный сборник сибиряков" (СПб., 1908). В 1910 г. при поддержке М. Горького в Петербурге выходит первый сборник стихотворений Тачалова "Аккорды мысли", включающий 34 стихотворения.

В стихах Тачалова реалистические тенденции сочетаются с романтическими мечтами о сильной личности, с условностью, гиперболизацией образов, стремлением к космическим масштабам. Нередко поэт прибегает к традиционным образам русской поэзии ("Пророк", "Гений-кузнец").

Гуди, мой мех, гуди, могучий,
Вихрь искрометный развевай,
Бушуй, пылай, мой горн кипучий,
Огнем железо закаляй!
...
Я скоро кончу труд тяжелый,
Скую последнее кольцо
И встану - гордый и веселый -
Перед Всемирное лицо.
И этой цепью закаленной
Земли окружность обовью,
Концы рукою напряженной
Соединю и закую...

Излюбленным приемом построения стиха у Тачалова становится антитеза. Лирика Тачалова носит в основном характер философских размышлений о мироздании, о смысле бытия и назначении человека. Программное для Тачалова стихотворение "Человек" перекликается с одноименной поэмой М. Горького (1904) и стихотворением В. Брюсова "Хвала человеку" (1906). Здесь у Тачалова человек - это "чудо мира", "дивный гений", чья "разумно-творческая сила" ему "природу покорила". В ряде стихотворений Тачалова, по наблюдению В. П. Трушкина, звучат мотивы, близкие к философской лирике Ф. И. Тютчева - это "Созерцание", "Орион", "Сумерки", "Ночь". Так, в стихотворении "Орион" поэт передает свое восхищение красотой природы, ее удивительного творения - небесного созвездия Ориона:

Созерцая его, отдыхаю душою,
Загорается в сердце восторг неземной...

Определяющим в поэзии Тачалова является интерес к жизни во всех ее проявлениях, гуманизм, вера в человеческий разум, в торжество добра. Хотя в ряде стихотворений Тачалов отдает дань поэтике декаданса ("Пир пророков", "Кошмар земли"), однако эти тенденции являются временными, вызванными тяжелыми условиями жизни самого поэта. В целом творчество Тачалова оптимистично. Поэт сознательно противопоставляет свое творчество декадансу, что в общем-то характерно в целом для сибирской литературы, не принявшей лирику поэтов, принадлежавших к этому течению в русской поэзии.

С 1912 г., после длительных скитаний по России, поэт обосновывается в Самаре. Он безуспешно хлопочет о разрешении вернуться в Сибирь; предпринимает попытку издать второй сборник стихов "Смутная радуга", оказавшуюся безуспешной из-за нехватки средств; пишет поэму "Два мира", отрывки из которой публикуются в "Жизни Алтая". В стихах Тачалова самарского периода нередко звучат алтайские мотивы - "Сибирские частушки", "Алтайские эскизы". В 1912-1913 гг. стихи Тачалова и критические заметки о его творчестве часто публикуются на страницах "Жизни Алтая" [63].

В период Октябрьской революции Тачалов выступает в печати с острыми политическими памфлетами, активно занимается общественной деятельностью: работает библиотекарем, заведует клубом, детским домом; пытается учиться на рабфаке. С 1924 г. Тачалов живет в Москве, сближается с кругом А.С. Новикова-Прибоя. В 1927 г. выходит в свет авторское издание сатирической поэмы "Дурацкая карусель". В 1929 г., незадолго до смерти, Тачалов готовит к изданию автобиографическую "Мрачную повесть". Она вышла тиражом 5000 экземпляров с предисловием М. Горького, в котором писатель дает общую оценку творчества Тачалова. Лишь после смерти Тачалова в Сибири выходит в свет сборник "Избранные произведения" (Новосибирск, 1937).

Яркое, самобытное дарование Тачалова не смогло развиться, однако его произведения оставили заметный след в истории сибирской литературы.