Судьбы поэтов сложны и часто зависят не только от качества стихов, их лирического накала, образности, изобразительности, глубины вложенного в них чувства. Нередко играют роль конъюнктурные соображения, отодвигающие на второй план талантливые, но несозвучные с веяниями времени произведения. Именно это произошло с прекрасными стихами нашего прочно забытого земляка Александра Пиотровского. Первая его книга вышла из печати в 1922 году, вторая - в 1927. Это были годы лозунговой одномерной поэзии, когда Александр Жаров, Александр Безыменский и другие популярные в то время поэты, рифмуя почерпнутые из газетных передовиц мысли, создавали лишенные художественных достоинств, но весьма злободневные вирши. Стихи Пиотровского не находили себе места в этом ряду и очень часто подвергались резким нападкам критики. Сибирский писатель Вивиан Итин утверждал: "В книжке Пиотровского читатель не найдет даже легкого намека на алое дыхание великих бурь революции". Ему вторил Порфирий Казанский: "В сборнике Пиотровского революции нет вовсе, нет никаких намеков на нее". Излюбленные темы Александра Пиотровского на первый взгляд были действительно далеки от того бурного времени. Он писал о родной природе, о неразделенной любви, которую пережил в молодости, безответно влюбившись в одну сельскую учительницу и оставшись верным этому чувству долгие годы. Но в оценках его поэзии все же наличествует вульгарный социологизм, господствующий в критике двадцатых, тридцатых да часто и сороковых годов минувшего века. Пиотровский был лириком, употребляя выражение Николая Асеева, "по самой строчечной сути". И о своем времени он говорил излюбленным языком поэзии, избегая громких слов и лобовых, лишенных подтекста решений. Приведу одно из типичных для поэта стихотворений "В ссылке". С особым чувством в далекой ссылке люди ждут каждого парохода, но вот давно ожидаемое судно проходит мимо.
Остаться снова сиротой, Понятно, что упомянутые выше современники Пиотровского решили бы эту тему совершенно иначе. Они бы заклеймили царских сатрапов, ссылающих в места "не столь отдаленные" лучших сынов России, коснулись условий, в которых жили ссыльные, но стихи их не имели бы того эмоционального воздействия, которое свойственно подлинной поэзии. Завораживает в стихах Александра Пиотровского и точность своеобразных незаемных деталей. Он чувствует, как "сон веков едва колышет сухая в августе теплынь", слышит, как "плачет тишина", чует "в потемках печи долгий шорох". Не только стихами, но и самим своим пребыванием Александр Степанович вносил бесценные черты в жизнь нашего города, где в предреволюционные годы, да и в первые годы после революции было не так уж много интеллигенции. Об этом вспоминает учитель отца космонавта Германа Титова Адриан Топоров: "Квартира Пиотровского,- пишет он,- была тесной и бедной, но, входя в нее, люди окунались в какую-то особенную атмосферу. На стенах комнаты - три-четыре репродукции с картин Левитана, Поленова, Васильева, на столике - изящно оформленные портреты Чехова, Бунина, Есенина; на этажерке стояли аккуратно переплетенные томики поэтов - Фета, Тютчева, Блока. А над кроватью за ковриком заткнуты диковинное перо какой-то птицы и веточка вербы..." Творчество этого, на мой взгляд, самого талантливого из барнаульских поэтов прошлого прочно забыто. С обидой и возмущением писал об этом крупнейший критик и литературовед Николай Яновский: "Антологии поэзии Сибири обходятся без Пиотровского, в сборниках типа "Поэты Сибири 20-30-х годов" ему не находят места". Что касается Барнаула, то у нас выработалась плохая традиция забывать писателей прошлого. У нас до сих пор не издан гениальный Георгий Гребенщиков, не изданы Степан Исаков, Арсений Жиляков и др. замечательные земляки. В этом плане мы напоминаем иванов, не помнящих родства. |