Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье выходцев из Малороссии, как тогда называлась Украина. Однако детство, отрочество и юность будущий писатель провел на земле предков. Его однокашником по 1-й Киевской гимназии был другой знаменитый писатель - Михаил Булгаков. После окончания гимназии в 1911 г. К. Г. Паустовский поступает на естественно-исторический факультет университета Св. Владимира. Проучившись несколько семестров, он оставляет Киев, едет в Москву, где поступает на юридический факультет, но вскоре бросает и его. После этого в течение пятнадцати лет, до того, как стать профессиональным писателем, К. Г. Паустовский сменил множество профессий: был вагоновожатым московского трамвая, санитаром военного госпиталя, учителем, газетным репортером. Свой первый рассказ он опубликовал в 1912 г. Но "путевку в жизнь" дала ему Одесса двадцатых годов - один из самых литературных городов России. Кого из писателей не видела она со времени своего основания! Пушкин, Гоголь, Бунин, Горький, Олеша, Катаев, Ильф и Петров, Багрицкий, Бабель. К. Г. Паустовский сотрудничает в газете "Моряк". "Судьба морской газеты "Моряк" была в той же степени бурной и интересной, как и жизнь любого ее читателя", - напишет он в своей повести об Одессе тех лет "Время больших ожиданий". В 1923 г. Константин Георгиевич написал роман под характерным названием "Романтики". Именно в этом понятии заключено, пожалуй, творческое кредо писателя. Почти не касаясь биографий своих героев, автор обращается исключительно к жизни чувства. Его герои, избегая будничных впечатлений и слов, замечают оригинальное в людях и окружающем пейзаже. В ранних рассказах и повестях ("Лихорадка", "Этикетки для колониальных товаров", "Черное море") мечты о дальних странах, путешествиях, встречи и разлуки занимают большое место, подчиняя себе другие жизненные обстоятельства. С годами проза Паустовского существенно меняется, но писатель никогда не отказывается от общего колорита, который дает основание называть эту прозу романтической. "Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от нее в нашей борьбе за будущее", - утверждает писатель. Уверенность в том, что истинное счастье - это прежде всего удел знающих, а не невежд, в высокой этической ценности разнообразных знаний человека о своей земле и ее природе определила характер написанных в тридцатые годы повестей "Кара-Бугаз", "Колхида". В этот период К. Г. Паустовский обращается и к русской истории, но по-прежнему изображая только высокие человеческие свойства. Такова "Северная повесть" о декабристе Николае Бестужеве. Интересом к творческой личности проникнуты созданные перед войной повести о русских художниках "Орест Кипренский" и "Исаак Левитан". В годы Великой Отечественной войны Константин Паустовский был военным корреспондентом. Зрелый писатель, он обращается к новому для себя драматургическому жанру. Для находившегося в эвакуации в Барнауле Московского камерного театра он по просьбе его руководителя А. Таирова пишет пьесу "Пока не остановится сердце". Для ее сценической доработки писатель зимой 1942-1943 гг. приезжает в Барнаул, до весны живет в Белокурихе, где одновременно работает над романом "Дым Отечества". Пьеса, в которой были заняты ведущие актеры театра, в том числе великая актриса Алиса Коонен, а музыку написал молодой композитор Георгий Свиридов, пользовалась большим успехом. Алтай дал темы для написанных в эти годы рассказов "Правая рука", "Спор в вагоне", "Приказ по военной школе". Добрым словом отзывался К. Г. Паустовский об Алтае и его людях в своих письмах друзьям: "Теперь о Барнауле. Это славный город, славный прежде всего тем, что он русский город, очень похожий на наши северные города. Деревянные дома с мезонинами, герань на окнах и множество добродушных стариков-рыболовов. Великолепная Обь - она здесь шире Волги - и уже наше бледное, северное небо. Мы часто вспоминаем Барнаул и Белокуриху с очень нежным чувством. Белокуриха вспоминается как маленький антракт среди угрюмого тумана". В послевоенные годы писатель работает над большой автобиографической эпопеей "Повесть о жизни", где отразилась жизнь России первых десятилетий XX века с грандиозными потрясениями войн и революций. Значительными событиями литературной жизни своего времени стали такие произведения писателя, как "Повесть о лесах" (1949) и "Золотая роза" (1956). Умер Константин Георгиевич Паустовский в 1968 г. Похоронили его в старинном русском городе Тарусе, где он провел последние годы жизни. |