В юношеские годы Бахметьев вступает в революционное движение, попадает под надзор полиции, подвергается беспрерывным преследованиям. В 1908 году его выслали в Сибирь. И здесь он продолжает нелегальную работу среди железнодорожников и печатников Новониколаевска. В 1909 году вступает в 0бскую группу РСДРП (большевиков). Раннее творчество писателя тесно связано с нашим краем. Наблюдения за жизнью населения Алтая послужили основой для ряда его очерков и рассказов, написанных в 1912-1914 годах. Цикл очерков под общим названием "У последней воды" имеет отчетливо выраженный автобиографический характер. Бахметьев некоторое время скрывался от преследования властей в Горном Алтае. Он жил в селении Тюдрала, много путешествовал, завязывал дружеские связи с китайцами. Часто бывая в юртах бедняков, он старался раскрыть им глаза на социальные причины их бедственного положения, стремился привить им революционное миропонимание. Бахметьев создает обобщение большой обличительной силы, рассказывая о том, как народ Горного Алтая оттеснялся русскими чиновниками и кулаками, с которыми сотрудничали богачи-алтайцы, с плодородных земель к бесплодным горным кручам, к "последней воде". Страстной гуманистической верой в светлое будущее маленького народа проникнуты очерки Бахметьва. В этих очерках впервые в русской литературе запечатлены не только страшные картины угнетения алтайского народа, но и первые искорки протеста в нем. С большой симпатией и теплотой рисует Бахметьев образы тружеников-алтайцев с их характерными чертами: простотой, гостеприимством, миролюбием, честностью. Яркими красками сверкает алтайская природа в произведениях писателя. Очерки Бахметьева об Алтае были сразу же замечены М. Горьким, который дал им в письме к В. И. Анучину (писатель-сибиряк, с которым Горький задумал издание "Сибирского сборника") такую оценку: "Свежи и сочны алтайские этюды Бахметьева, хороши. Сообщите подробности и о Бахметьеве, он тоже далеко пойдет - далеко!" Рассказ Бахметьева "На земле" посвящен актуальной для дореволюционных лет теме переселенчества, волновавшей многих писателей критического реализма (например, И. Телешова, С. Елпатьевского и др.), запечатлевших в своих произведениях одно из самых трагических явлений русской пореформенной жизни. Переселенческой темы касается писатель и в рассказе "Сухой потоп", в котором создан обаятельный образ местного подпольщика-большевика Артамона Кузьмича. В общении с Артамоном Кузьмичом проясняется и растет классовое самосознание бедняка-крестьянина Панкрата, приехавшего в Сибирь в поисках "свободных земель". От этого рассказа прямая нить протягивается к ряду произведений Бахметьева о революции и рабочем классе, написанных в 20-х годах, писатель стал в первых рядах зачинателей советской литературы ("Железная трава", "Одна ночь", "Ошибка" и др.). Не случайно "Правда" назвала имя Бахметьева в числе "лучших мастеров советской литературы, раскрывавших тему рабочего класса" ("Правда", 1955 г., 18 сентября). Рассказы, повести Бахметьева, его переведенный на многие языки мира роман "Преступление Мартына" проникнуты суровой правдой и, вместе с тем, непреклонным оптимизмом борца за светлое будущее человечества. Творчество писателя отличалось пристальным вниманием к нравственной проблематике, что особенно созвучно нашей современности. За заслуги в области литературы В. М. Бахметьев был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. |