У этого замечательного человека 21
мая сего года юбилей – 55 житейских лет. И у него же (тоже, кстати, в мае)
профессиональный юбилей – 35 лет творческой деятельности. Двойной повод
повстречаться и поговорить – расспросить о жизни и о творчестве. - Владимир Николаевич,
девять лет минуло после нашей последней (официальной) беседы - это было
интервью для газеты «Алтайская правда» (29. 03. 1997),
сразу же после вручения вам премии Демидовского фонда в номинации
«Исполнительское искусство». Что вам за эти девять лет удалось совершить в
жизни, достичь в творчестве?.. - Главным считаю то, что я еще больше полюбил балалайку и
профессию артиста. Мне удается продолжать свою творческую деятельность – я
активно выступаю с концертами в городах и райцентрах родного Алтайского края.
Радует, что меня ждут и всегда доброжелательно встречают сельчане и горожане,
трудовые и студенческие коллективы, а также большие аудитории на различных форумах
– Дни городов, профессиональные праздники, Шукшинские
чтения, культурно-спортивный праздник в Верх-Обском…
Радует осознание того, что я не растерялся и сумел
состояться как эстрадный артист и в гастрольных сольных концертах. Тут я пошел
в ногу со временем: записал себе минусовки – и с
баяном, и с оркестром – для проведения сольных концертов. Раньше я работал с
кем-то – с баянистом, гитаристом, оркестром… Сейчас
один. Это дает мне возможность полнее реализовывать себя в творческом плане,
позволяет быть мобильнее, активнее… С удовлетворением
отметил для себя, что моя программа востребована – и полными залами, и
официальными отзывами. - А есть ли у артиста
Владимира Бакитко какие-то официальные достижения –
новые премии, звания? - Вы о регалиях спрашиваете?.. Но и те, что были мне
даны до марта 1997 года надо подтверждать, постоянно самосовершенствуясь в
профессии. Я по-прежнему работаю как балалаечник и как артист разговорного
жанра – сам веду свои концерты, продолжая пропаганду русского народного музыкального
инструмента – балалайки. Надеюсь, что мне это удается. И удается, замечу,
несмотря на то, что в обществе интерес к ней словно игнорируется: в радиоэфире и по ТВ балалайка очень редко звучит. Это
правда. Меня, например, не приглашают на записи программ. Я не жалуюсь, лишь
констатирую факт. Теперь понятно – почему мне не легко вести самостоятельную
концертную деятельность? У меня нет никакой поддержки… Отвечая на ваш вопрос, скажу, что на одну регалию у меня
стало больше – пять лет назад удостоили звания заслуженного деятеля
Всероссийского музыкального общества. Когда мне его присуждали, я вспомнил свое
самое первое звание – отличника культурного шефства над селом, которое мне
присвоили в 1983 году по линии министерства культуры ЦК профсоюзов работников
культуры СССР. Между двумя званиями
находятся другие мои звания - лауреат премии Ленинского комсомола Алтая,
Заслуженный артист Российской федерации, лауреат премии Демидовского фонда,
дипломант ряда конкурсов. - Итак, главное для
вас – концертная деятельность. Чем вы « берёте» своих слушателей-зрителей? Они
пришли, время свое потратили, внимание артисту уделили… - Да, у меня именно слушатели-зрители. А вот на этот вопрос
пусть бы ответили мои слушатели-зрители. Всегда очень стараюсь. Обо всех своих приемах
я не скажу – это много времени и места в тексте интервью займет. Ну и, конечно,
есть некоторые секреты. Всегда стараюсь делать всё возможное, чтобы людям на моих
концертах было интересно. Программа, которую я работаю, рассчитана не только на
музыкально образованных людей, но и на музыкально
внимательных или музыкально заинтересованных, если можно так выразиться. Моя
цель – пропаганда балалайки как русского народного музыкального инструмента. Я
делаю это в доступных формах: частушки и куплеты исполняю, юмористические
рассказы читаю и даже анекдоты рассказываю. - Продвигая,
развлекаете? - Да. Вряд ли мои слушатели-зрители замечают, что я их
просвещаю, продвигаю. Они замечают и запоминают другое
– огромные музыкальные возможности балалайки, а также её большой репертуарный
диапазон. Ко мне однажды подошли иностранцы и попросили
продемонстрировать несколько приёмов специально для них. Я начал: очень сложные
и разнообразные мелодии наигрывал - то под ногой, то за головой, то за
спиной!.. Они смотрели, смотрели и говорят мне через переводчика: «У вас
магнитофон в балалайку вмонтирован!..». Тогда я предложил им осмотреть. Ох они её и крутили, вертели!.. Похожие проверки мне иногда устраивают и земляки (смеётся -
В. Т.), на что я, конечно, нисколько не обижаюсь – меня это радует. Виртуозность игры помогает мне общаться с аудиторией – на
вопросы отвечать, об истории балалайки рассказывать, например, о фуроре,
который в 1888 году произвел в Париже на всемирной выставке оркестр
балалаечников под управлением Василия Андреева – именно виртуозной игрой и
богатым репертуаром, а не экзотичностью музыкального инструмента. Кажется, люди в недоумении: то ли Бакитко
музыкант, то ли мастер разговорного жанра? Одно они ясно видят – я очень люблю
балалайку. - Сколько лет вы отдали
концертно-пропагандистской стезе? - Я с 1971 года на профессиональной сцене – 35 лет. Хотя на
балалайке играл еще до музыкальной школы. А так… Получается,
что 21 мая я могу отметить житейское 55-летие и творческое 35-летие. - Владимир Николаевич,
мы – жители Алтайского края – считаем вас своим земляком, а ведь вы родились в
Кемеровской области. Так вы -
кемеровский или алтайский? - Я себя считаю земляком всех жителей Алтайского края. Так
же вел себя и наш известный поэт Геннадий Панов: он родился в Новокузнецке, но
вся его жизнь прошла в Алтайском крае. А я в Алтайском крае живу с 1966 года.
Вот - ещё один юбилей открылся - 40-летие моей жизни в Алтайском крае! В
Кемеровскую область я выезжал два раза в год – в гости к родителям, когда они
были живы, Царство им небесное. С удовольствие повторю в адрес Алтая: Здесь мой
причал и здесь мои друзья – Всё без
чего на свете жить нельзя. Здесь у
меня все жизненные – житейские и творческие – корни: получил образование,
женился и в определённом смысле состоялся. - Расскажите,
пожалуйста, отличается ли ваше общение на концертах с сельчанами и горожанами? - Отличия незначительные. Главное для меня – показать
максимальные возможности балалайки, её универсальность и в приёмах, и в
репертуаре. Может быть, для сельчан чуть больше частушек исполняю, а для
горожан чуть больше анекдотов рассказываю. Точно не могу сказать. Но всегда
включаю в свои концерты юмор – не только частушки и анекдоты, но и случаи из
жизни рассказываю, короткие юмористические рассказы читаю… Я
это всё как-то дозирую, выстраиваю… Всегда стремлюсь к тому, чтобы вовлечь своих
слушателей-зрителей в общение. И очень радуюсь, когда это удается. Бывает ведь
и так: пришел человек на концерт и сел «нога на ногу», мол, давайте,
развлекайте меня. - Вы за активное
общение? - Да. Тут-то я и конкурсы устраиваю!.. Такой стиль даёт
значительную эмоциональную разрядку моим зрителям-слушателям. Не играть же мне
весь концерт лишь популярные мелодии... А уж после развлекательного блока, я
могу выдать полноценный блок музыкальных номеров. Всегда стараюсь, чтобы мои
концерты были развлекательно-познавательными с музыкально-пропагандистским
уклоном. Я же вижу, что не всегда зритель сам приходит – кто-то по чьей-то
рекомендации или по просьбе, по настоянию… Артисту нельзя терять ни одного
слушателя-зрителя. - Спасибо. Ход ваших
концертов понятен - очень сложная технология со
множеством экспромтов. Я знаю, что вас долго не отпускают со сцены, а когда
вы всё-таки уходите, то люди долго не расходятся – обсуждают ваше выступление, делятся мнениями… Я в этом году буду в двадцатый раз на Шукшинских чтениях. Так вот, сидя перед сценой на Пикете, я
не раз слышал как люди говорили: «Что-то Бакитко нынче нет (не было)». От кого или от чего зависит
ваше выступление на Пикете? - Спасибо за вопрос. Мне почему-то всегда сложно попасть в
число выступающих на Пикете – в главный день Шукшинских
чтений. Выступал я там пять-шесть раз, а ведь в этом году чтения пройдут в
тридцатый раз! Приглашений я никогда не получал. Просто после моей инициативы
мне разрешали выступить с номером. Я обычно еще в феврале-марте интересуюсь
организацией выступлений, но мне говорят, что, мол, ещё рано, а в мае-июне
говорят, что репертуар уже свёрстан… - Что для вас значит
выступление на Пикете? - Я очень трепетно отношусь к личности и творчеству Шукшина,
поэтому выступление на Пикете для меня очень много значит. Дело не в том, что
выступить на Пикете – это выход сразу на многотысячную аудиторию.
Причина моего стремления выступить там и тогда в том, что Василий Макарович очень любил балалайку. Это видно по всему его творчеству! Смею утверждать, что
Шукшин и балалайка неразделимы. Ни о каком другом
музыкальном инструменте не могу так сказать. Вот почему я уверен, что балалайка
обязательно должна звучать на Шукшинских
чтениях. Многие музыкальные жанры
задействованы в концертной составляющей чтений, которые можно оспаривать или
принимать, но балалайку нельзя исключать. - Как вы относитесь к
тому, что там очень активно задействована художественная самодеятельность? - Я «за» их участие в Шукшинских
чтениях. Потому что часто именно в художественной самодеятельности открываются
и развиваются многие таланты. Я сам родом из художественной самодеятельности:
ещё до музыкальной школы играл на балалайке, а потом, уже учась в музыкальной
школе, играл в любительском оркестре русских народных инструментов при Доме
культуры. Конечно, лучшие коллективы художественной самодеятельности
должны участвовать в Шукшинских чтениях. При этом я
согласен с теми, кто считает, что как раз в этом направлении есть перебор –
порой всё очень напоминает сплошной фольклорный концерт, а ведь главное –
именно чтения. Может быть, причина в том, что профессиональным артистам за
выступления надо платить приличные гонорары?.. Но я в Сростки приезжаю сам,
ночую у своих друзей. И выступаю на Пикете. - Владимир Николаевич,
помните у Есенина: «Всякий труд благослови удача:/ Рыбаку – чтоб с рыбой
невода,/ Пахарю – чтоб плуг его и кляча добывали хлеба на
года…». Я много раз видел как
вы раздавали автографы на Пикете и фотографировались там с теми, кто просил вас
– «на память». - Да, меня узнают, просят автографы и разрешения
сфотографироваться. Это правда. Ещё меня часто спрашивают: где можно купить ваш
компакт-диск? А у меня не было ни магнитоальбома, ни
компакт-диска. Надеюсь, что в этом году диск выйдет – обещали помочь
заинтересованные люди. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!.. - Хорошая новость для
ваших поклонников. Расскажите, пожалуйста, о географии ваших гастролей. - С 1971 года я побывал с концертами во многих странах мира
и во многих городах нашей страны, также много раз выступал в каждом районе и
городе нашего края. - Это всё – большой
плюс!.. - Думаю, что самый большой плюс в том, что я никуда не уехал
с Алтая, хотя приглашали в Кемерово и в Красноярск, предлагая не только
квартиру, но и большие возможности для концертной деятельности. Я отказывался.
Я остался на Алтае. Я люблю Алтай. Я верен Алтаю. - Вас редко увидишь по
ТВ, услышишь по радио… И всё-таки вас знают. - Знают. Может быть, потому и не приглашают – в краевые
эфиры, в концерты, с концертами?.. Мол, ты и так известен! Я недавно
разговаривал с заслуженным артистом России, актёром краевого театра музыкальной
комедии Юрием Кашиным. И он, в частности, сказал, что последнее время его очень мало задействуют в
спектаклях театра… Увы, меня, как и многих других наших музыкантов, редко
приглашают на радио и ТВ. Эту тенденцию я называю кроссвордом, который никак не
могу разгадать. И со званиями в нашей сфере есть загадки. Смотрите: есть коллективы
художественной самодеятельности со званиями народных, но профессионалам звания
народных артистов редко дают. - Может быть, потому, что вы не выступаете (или редко
выступаете) на больших концертах, посвящённых профессиональным праздникам – на
Дне работников промышленности или сельского хозяйства?.. - Я туда часто напрашиваюсь, но мне по непонятным причинам
отказывают. И всё же я работаю на подобных – народных – концертах: Дни городов
и райцентров края… Сейчас,
например, надеюсь, что меня пригласят на юбилей Змеиногорска,
который будет отмечаться в августе. - Владимир Николаевич,
позвольте задать вам меркантильный
вопрос: насколько у вашей концертной деятельности коммерческий характер? - Любой труд должен достойно оплачиваться – артиста,
строителя, врача, хлебороба, писателя, учителя… В
конце концов мы все за всё всегда платим – за обслуживание в различных ателье и
за пользование общественным транспортом, за товары и продукты в магазинах…
Поэтому, если меня, например, лишить гонорара, то у меня не будет не только
возможности творчески развиваться, но и не будет элементарной уверенности в
завтрашнем дне. Моя работа – мои концерты. А это
немалые затраты на репетиции и поездки, костюмы и инструменты… Я уж не говорю о
расширении репертуара, о настроении… Понятно, что я не могу выступать безгонорарно. Тут замечу, что за всю свою творческую
деятельность я дал 1027 шефских концертов, то есть абсолютно бесплатно работал
концерты. - Что вы считаете
главным в своей жизни? - Во-первых, здоровье и достаток моей семьи. Во-вторых,
удачные выступления на концертах. В-третьих… В-третьих,
всё это и многое другое взаимосвязано. Главное также - быть в хорошей
творческой форме ради полноценного общения со слушателями-зрителями. Их радость
и удовлетворение – это и мои радость и удовлетворение. Ради этого хочется жить.
Конечно, редко бывает состояние, когда я доволен абсолютно всем - всегда вижу и
ошибки собственные, и недоделки, и просчёты… Но
стараюсь расти. Программа у меня в общем-то одна, но
ни один мой концерт не похож на другой. - Владимир Бакитко – это не проект, собственный или чей-то. Владимир Бакитко – это активная концертная деятельность талантливого
артиста и музыканта. Осмелюсь сказать, что Владимир Бакитко
– это музыкальный бренд Алтайского края. - Спасибо за такие характеристики. - Вот именно - это не
комплимент, а характеристики, отзывы и не только мои, а многих тысяч людей,
знакомых с вашим ярким – праздничным! –творчеством. И
всё же «сарафанного радио» для вашей активной творческой – концертной –
деятельности мало. Дело
даже не столько в конкуренции в мире эстрады, сколько в должном внимании
общества и к вам, и к вашим коллегам, и вообще к настоящим творческим
личностям, которым весьма активно
противостоит массовая культура – песни на трёх аккордах со словами, рифмующими
всякие «муси-пуси»… Я недавно видел молодую маму,
которая шла и напевала своему малышу в коляске: «Чёрный бумер, чёрный бумер…». А в чём
смысл, например, такой песенки: «Подари мне то, что хочу я видеть. Подари мне
то, что мне нравится. И тогда мы станем намного ближе. И тебе понравится»?.. И
всё это прелестно подаётся, безгранично раскручивается – подобные ротации в
радио и телеэфире просто зашкаливают!.. Извините, я увлёкся.
Смысл же моих утверждений в том, что настоящее искусство надо не только
вербально, а по-настоящему поддерживать – финансово, в СМИ и так далее. У вас никакого пиара
не было и нет. На что, на кого вы надеетесь? Кто, что
вам помогает в организации концертной деятельности? - Мне помогает любовь – любовь к профессии артиста, любовь к
балалайке, любовь к нашим людям… Порой бывают минуты отчаяния…
Но вера и надежда возвращают меня к любви. Я верю и надеюсь (и не сижу,
«сложа руки»!), что скоро жить нам всем станет лучше - легче, интереснее, что
подлинное творчество будет по-настоящему востребовано. - Владимир Николаевич,
чем вам памятен этот – 2006-й – год? Каков канун вашего двойного юбилея:
житейского 55-летия и творческого 35-летия? - С удовольствием отвечу на этот вопрос. Тем, что в этом
году я стал дедом! Дочь подарила мне внука – Андрея Ивановича! Он любит
балалайку, ритмичные танцы, а ещё любит раскланиваться – как артист на сцене!.. - Вот вам и новое
звание – деда! - Я очень рад этому званию, горжусь им! - Что пожелаете себе
на будущее? - Пожелаю себе получить возможность репетировать в
собственном репетиционном кабинете. Был у меня такой когда-то – в нашей краевой
филармонии, которая сейчас на капитальном (долгостройном,
увы) ремонте. Надеюсь, что мне, может быть, отведут там такой кабинет. Есть же,
например, у наших художников мастерские. Я очень рад за них. А пока мне трудно
репетировать – играть и петь – в домашних условиях. Тут особо не разыграешься,
не распоёшься. А ещё я пожелаю и
нашим писателям получать государственную поддержку в виде улучшения жилищных условий
до такой степени, чтобы у каждого был кабинет с рабочим столом!.. - Тут я вспоминаю февраль 1995 года, когда от
администрации Барнаула в торжественной обстановке двадцати художникам и
архитекторам Барнаула глава вручил ордера на квартиры с мастерскими!..
Архитекторы и художники, как видим, в долгу не остались – проектируют новые
здания великолепной архитектуры, открывают новые выставочные залы с чередой
замечательных экспозиций!.. Что ещё
пожелаете себе? - Да я в этой беседе уже много себе и пожелал, и загадал, и намечтал. Дай Бог, сбыться всему этому. - Владимир Николаевич,
счастья вам настоящего, здоровья крепкого, успехов больших! С юбилеями вас! - Спасибо. Журнал «Барнаул» № 2, |