СТИХОТВОРЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ
В.В. ВЫСОЦКОГО: Станислав ЯНЕНКО, «Слушая нынешних друзей…» Владимир СОЛОУХИН, «Хоть в стенку башкою…» Сергей КЛЮШНИКОВ, ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО 25 января 2003 года
Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 65 лет, а ровно через полгода исполнится
23 года со дня смерти. В своей второй жизни - в памяти
народа (а не просто поклонников) - он навсегда останется выдающимся 42-летним
поэтом, певцом, актером театра и кино. Наделенным талантливым триединством в России всегда было
трудно жить. Таково было Василию Макаровичу Шукшину -
талантливому писателю, кинорежиссеру и актеру: литераторы “больше ценили” его
за работы в кинематографе, а люди мира кино “больше ценили” его как писателя... Еще в начале 60-х годов Высоцкий и Шукшин не просто
познакомились и общались, а поняли друг друга. Высота их
духовного взаимопонимания особенно сильно проявилась в стихотворении Владимира
Высоцкого “Памяти Василия Шукшина” (кстати, оно включено в книгу “Непросто
говорить о Шукшине. Лирический венок поэтов России”, изданную в
Алтайском книжном издательстве в 1989 и 1991 гг.): “...Смерть самых лучших
намечает /И дергает по одному. /Такой наш брат ушел во
тьму! /Не буйствует и не скучает...”. Думаю, что Высоцкий совершенно точно знал, где родился
Шукшин: село Сростки Бийского района Алтайского края.
И потому для меня многие годы остается тайной: заезжал ли Высоцкий, когда ехал
из Барнаула через Бийск в Горно-Алтайск, в
Сростки, к матери Шукшина? Ведь Чуйский
тракт проходит буквально через Сростки, поэтому свернуть с
тракта и подъехать к дому Марии Сергеевны можно было бы... Дело в том, что Владимир Высоцкий побывал в нашем крае. Вот фрагмент интервью с кинорежиссером М. И. Туманишвили
(публикация Б. Акимова и О. Терентьева “Владимир Высоцкий: эпизоды творческой
судьбы” в журнале “Студенческий меридиан”. К сожалению, у меня хранится
только вырванная страница (не было у нас в 70-80-е годы ксероксов, а год и
номер я, увы, не отметил). "<...> В то время - 1962-1963 годы - Володя был
очень неприкаянным человеком. В основном слонялся без дела, занятый
только в случайный съемках - что подвернется <...>. Частенько мы встречались в театре киноактера, в штате
которого я тогда числился. Ходили туда, как в клуб: наверху - бильярдная, внизу
- буфет. Однажды, в ноябре 1963 года, когда Володя в очередной раз пришел меня
навестить, а нам было о чем поплакаться друг другу, сидели мы в буфете. И
подходит к столику какой-то человек, представляется: Виктор Войтенко -
администратор Калмыцкой филармонии. И сразу спрашивает: чем мы заняты в этой жизни,
какие, дескать, планы на будущее? Никаких новых планов у нас не было. И тогда
он предложил поехать с его бригадой по Сибири, Алтаю и Казахстану с какими-то
выступлениями, чтобы просто заработать деньги, что нам в тот момент было
нелишним <...>. Ночью мы сидели в номере, репетировали и жутко веселились,
придумывали всякие сценки. Я играл поэта-заику, который оказался свидетелем
того, как машина сбила женщину. Володя изображал следователя. Так и встретили
Новый год. И уже с первого января мы выступали с этим отрывком. Кроме того,
Володя читал что-то из поэзии, а я - прозу. Таким образом отработали в Томске, Колпашеве, а затем поехали на Алтай, где наш маршрут
пролегал через Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск,
Рубцовск, Белокуриху... Не считая
переездов, мы выступали практически каждый день. Пробыли на Алтае до конца
января, и вот тут Володю начали подстегивать какие-то дела в столице. Он
несколько раз звонил в Москву, что-то выяснял. В начале февраля переехали в Казахстан <...>”. Это одно подтверждение о действительном пребывании Владимира
Высоцкого в Алтайском крае. Другое я нашел, побывав в краевой библиотеке имени
В. Я. Шишкова, в подшивке газеты “Алтайская правда” за
24 января 1964 года. Процитирую текст этого небольшого сообщения на четвертой
странице полностью: “В театре юного зрителя сегодня и завтра состоится
концерт-встреча с артистами кино М. Туманишвили, В.
Высоцким и артистами эстрады 3. Волгиной, Т. Терешко
и другими. Начало - в 20 часов”. Обратите внимание, уважаемый читатель, на то, что эти концерты-встречи
состоялись накануне и непосредственно в день рождения Владимира Высоцкого.
Интересно, как 39 лет назад он отметил его в Барнауле? А исполнилось ему тогда
26 лет. Многие
известные поэты побывали в нашем городе - Михаил Светлов, Николай Глазков, Николай
Рубцов... У многих не получилось приехать в Барнаул, хотя были серьезные
намерения, - Александр Блок, Борис Пастернак... Да, Владимир Высоцкий побывал в Барнауле и житейски, и
творчески. Потому не случайно в его стихотворениях-песнях упоминается наш город
(автор помнил о нем, находясь в порыве творческого вдохновения). Из песни слова
не выкинешь. Значит, слово “Барнаул” присутствует в песнях Высоцкого не только
рифмы ради. Бывают Ту и Илы, Яки, Ан. Я верил, что в Париже, в Барнауле Мы сядем и не рухнем в океан... (“Я верю в нашу общую
звезду...”) Воспоминанья только потревожь я, Всегда одно: “На помощь! Караул!” Вот бьют чеченов
немцы из Поволжья, А место битвы - город Барнаул... (“Летела жизнь”.) У матери бессонница, Все сутки книзу клонится. Спи! Вдруг чего обломится - Небось не в Барнаул. (“Из детства”.) Песню “Москва - Одесса” знают все. Но немногим известно, что
был у Высоцкого еще и вариант ее продолжения. Процитирую фрагмент: Вот радио опять заверещало, А вслед раздались вопли: “Караул!” Затеяли интригу летящие на Ригу - Их самолет угнали в Барнаул. Мой друг - он дока, старый оборонщик, И весь гражданский флот - его семья. Он высказал догадку, что угонщик - Простой командировочный, как я. Барнаул - это ведь не Бейрут, Зря рижане поверили - врут, Террористы туда не попрут, Их там живо самих заберут... Позволю себе обратить ваше внимание, уважаемый читатель, на
еще одно “притяженье земли” Алтайского края (пусть и запоздало) по отношению к
Владимиру Высоцкому: составителем и автором предисловия его первой книги (увы,
посмертной!) был наш земляк - известный поэт Роберт Рождественский. Вспомнив о
“Нерве”, я вспомнил такие пушкинские строки: Я был доступен утешенью, За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать. Высоцкий свободу своим творениям даровал, лишь исполняя их
как песни - под гитару или с оркестром - на концертах, в кинофильмах и
спектаклях, а также при записи нечасто выпускающихся грампластинок. Публикаций
при жизни - в газетах, журналах - не
было. Зато в магнитофонных записях его творениям была дарована широчайшая
свобода: если говорить о тиражах (хотя бы только на территории СССР), то
очевидно, что такие объемы и не снились ни одному
певцу планеты Земля (тут важно напомнить, что Высоцкий называл себя
автором-исполнителем). А ведь после смерти выходила большая серия
дисков-гигантов “На концертах Владимира Высоцкого”, затем пошли аудиоальбомы и компакт-диски (пиратские и просто
самопальные записи-перезаписи вообще никакому учету не поддаются)... Сейчас книги Владимира Высоцкого издаются, переиздаются
одно-, двух-, трех-, четырехтомниками. И раскупаются, раскупаются,
раскупаются... О нем написано в периодике, издано книг и альбомов больше, чем
написал он сам. Причем и то, и другое выпускается и
будет выпускаться не только в нашей стране, а во многих странах мира. Ему
посвящаются телефильмы, радиопередачи, выставки, концерты, спектакли... Все это
посмертно. И звание лауреата Государственной премии СССР (за роль Глеба Жеглова
в фильме “Место встречи изменить нельзя”) он получил тоже посмертно. Можно,
конечно, завершить эту небольшую статью о Высоцком его поэтической строкой или
строфой. Не стану этого делать, потому что у каждого из нас свой Высоцкий. Вот
я и предлагаю вам, дорогие друзья, самим вспомнить-послушать,
вспомнить-посмотреть, вспомнить-почитать Высоцкого. Он обречен и на посмертное триединство в памяти народа - в
книгах, аудиозаписях, кинофильмах. Есть и третье (первое см.
в начале статьи) триединство - в увековечивании его имени: на земле -
памятники, на воде - морские корабли, в небесах - звезда. Названная
астрономами, открывшими ее, в его честь, она светит и для нас. СТИХОТВОРЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТИ
В.В. ВЫСОЦКОГО
Журнал “Барнаул”, № 1,
|