Источник:
Алтай. – 1984. – № 4. – С. 116–120.
Родионова Н.
НЕ ТОЛЬКО РАЗВЛЕКАТЬ, НО И ВОСПИТЫВАТЬ
О творчестве писателей В. Сидорова, В. Сукачева, Л. Квина
Home

 

В последнее время в текущей критике все чаще можно встретить термин «подростковая литература». О существовании «специальной» подростковой литературы говорил и С. Михалков в докладе на Пленуме правления Союза писателей СССР (1978 г.). Неизменное обращение взрослых и детских писателей к исследованию внутреннего мира подростка свидетельствует о необыкновенной важности этого периода формирования личности. Психологи считают, что «в этот период происходят чрезвычайно существенные психологические изменения и возникают новые особенности, которые в своем дальнейшем развитии при определенных условиях жизни, деятельности и воспитания становятся устойчивыми чертами личности». Пора отрочества, которое, по утверждению Л. Толстого, продолжается до 15 лет, и явилась предметом исследования ряда произведений алтайских писателей: «До шестнадцати» Л. Квина, «Сокровища древнего кургана» В. Сидорова, изданных Алтайским книжным издательством, «Белые птицы детства» В. Сукачева (издательство «Детская литература»). Перед нами произведения разные по жанру, по творческим задачам, творческие почерки их авторов совсем не схожи. Их объединяет то, что они написаны о подростках и адресованы подростку, и в них учитываются особенности возрастной психологии — один из моментов, определяющих специфику литературы для детей. Герои этих книг близки читателю-подростку, в характере которого закладывается то, с чего начинается будущая личность. Не секрет, что проза для детей — дело необычайно трудное, требующее соединения простоты и глубины, занимательности и познавательности, фантазии и правдивости. Кроме того, книги, адресованные юным, пишутся, говоря словами Белинского, для воспитания, «а воспитание — великое дело: им решается участь человека. Участь... Это значит — судьба».

Названные книги роднит и их воспитательный пафос, родство выражается, на наш взгляд, и в том особом внимании, которое проявляют писатели к юному гражданину.

Жанр повести необычайно распространен в детской литературе, это один из ведущих жанров в количественном и качественном отношении. Тут, несомненно, имеют значение преимущества «объема и охвата материала», по выражению В. Кожинова, ее аналитические возможности, позволяющие глубже исследовать психологию ребенка.

Название повести В. Сидорова «Сокровища древнего кургана» обещает приключения, заинтриговывает читателя. Трудно представить подростка, которого оставит равнодушным сообщение о чем-то необычном, загадочном, таинственном. В. Сидоров остается верен своей излюбленной приключенческой теме и в новой книге. Как известно, жанр приключенческой повести обманчиво легкий. К сожалению, приключенческая литература богата произведениями, в которых на первый план выдвигаются похождения героев, необычайные случаи, происходящие с ними. Однако успех приключенческого произведения достигается лишь в том случае, когда увлекательный сюжет, стремительное действие не заслоняют идейно-смысловое начало, а помогают донести до юного читателя идею книги. О каких же «важных событиях из жизни Константина Петровича Брыскина» повествуется в книжке с таинственным названием «Сокровища древнего кургана»? Уже в начале повести обнаруживаешь, что завязка сюжета вполне традиционна для литературы приключений: Костя Брыскин, главный герой повести, от лица которого и ведется повествование, во время грозы оказывается возле Желтого кургана и становится свидетелем странного разговора двух людей, приехавших сюда на машине. И герой понял, что в этом курганчике его подвиг и его слава: «Я раскопаю Желтый курган, спасу все эти памятники культуры, о которых так волновался длинный, и отдам народу». В детской приключенческой литературе существуют своего рода «бродячие» сюжеты, когда детям удается обнаружить врагов, найти что-то очень ценное, важное для людей и т. д. Нужно сказать, что эта везучесть героев — основной атрибут приключенческого произведения, она связана с тайной и является основной пружиной действия. Итак, герой оказывается в центре событий, то есть в данной ситуации он творит их сам — начинает заниматься раскопками древнего кургана, затем подключаются его друзья и взрослые. В финале повести курган раскопан, и в нем обнаружены ценные сокровища. Вот основная канва событий, развернувшихся в повести, так сказать, схема. Однако гораздо важнее, каким же внутренним содержанием наполнена она. Если бы основными в повести оказались эти события, они едва ли бы взволновали читателя. Во многих книжках подобные события повторяются, и это повторение и превращает их в схему. Но есть вещи неповторимые — это характеры, художественный мир произведения в целом.

По мере чтения убеждаешься, что не внешняя событийная сторона занимает автора более всего. Да и сама фабула достаточно проста, ведь в ходе раскопок никаких особых событий не происходит. Но читательский интерес не ослабевает до последней страницы, и держится он вовсе не на обычном вопросе — а что же будет дальше? Нет особых сюжетных ухищрений, нет прихотливого вымысла, и тем не менее повесть по-настоящему увлекательна. В книге интересна не сама попытка мальчишек раскопать курган, а связанное с ней раскрытие характеров героев, создание нравственного конфликта, авторская манера — писать выразительно, пластично, зримо. Он умеет резким штрихом обрисовать характеры, зорко увидеть детали пейзажа, быта и выразить это точно и лаконично. Вот, к примеру, как описывает свое село главный герой: «Ключи — село невеселое и некрасивое, расплылось по степи, как серый блин по сковороде: ни высокого дома, ни башни. Хотя бы какая-нибудь пожарная каланча торчала, как в иных селах, а то и ее нет... Ключи — не очень подходящее место для туристов и прочих гостей. Вряд ли кому придет охота жариться на нашем солнце, глотать пыль да любоваться сусликами в степи».

В двух предложениях автор умеет выразить отношение героя к своим родным местам: название села красивое да пустое. Никаких ключей в селе нет. Да что там ключей! Захудалой лужи и то не найдешь, шагай хоть неделю в любую сторону. Удивительно, кому это взбрело на ум поставить здесь село? Степь и степь без конца и края. Ни холма, ни деревца. Читателю становятся вполне понятны его намерения сбежать из села. Читатель с первых страниц погружается в атмосферу жизни сельских ребят, знакомится с ними. Постепенно все ярче вырисовывается образ рассказчика Кости Брыскина — мальчика обаятельного, умного, обладающего чувством юмора, не терпящего подлости и лжи. Изображать внутренний мир подростка Сидоров умеет проникновенно и точно, неожиданно и глубоко. Как рельефно очерчиваются характеры в ходе раскопок! Героев представляешь и внешне, отчетливо чувствуешь характер каждого, даже слышишь их интонацию: и Детеныша, и Пашки Клюни, и самого рассказчика. Автор мастерски строит диалоги.

«На этот раз Пашка больше чесал языком, чем работал. Копнет раз-другой, воткнет лопату в землю, обопрется о черенок и пойдет молоть.

— Слышь, ребята, вот мы бьемся тут, стараемся и ни о чем таком не думаем. Верно? А нам возьмут да и отвалят по путевке в туристический лагерь. Куда-нибудь в Горный Алтай. Дескать, так, мол, и так, дорогие товарищи школьники, благодарим вас от имени науки. А? Или вдруг в Крым? В Артек? Здорово, а?

– Пашка радостно хохотал, будто уже получил путевку и в туристический лагерь, и в Артек.

— Шуму будет на весь район. Пацаны от зависти уши друг дружке отжуют.

В конце концов даже Детеныш не выдержал, произнес, устало разгибаясь:

— Брось, Клюня, ерунду плести. Лучше давай работай.

Однако Пашка нетерпеливо отмахнулся.

— Погоди... — И выдохнул сипло: — А что если... Ой, братья, что я придумал! Не надо нам никаких путевок и орденов там всяких. Надо просто-напросто все, что добудем, разделить поровну, на троих.

— Это зачем? — не понял я».

Испытание героя в экстремальной ситуации зачастую лежит в основе приключенческого произведения. В повести само приключение становится испытанием, своего рода пробным камнем характеров героев. Вначале в раскопках принимают участие рассказчик и двое его друзей, здесь и сталкиваются персонажи-антиподы.

Редко прибегая к внешнему описанию, писатель дает представление о своих героях через их поступки, диалог. Каждый из героев преследует свою цель. Костя копает курган для того, чтобы «отдать сокровища народу», Клюня же это делает в надежде «продать древнее барахло», а на деньги купить все, что кому охота, например, мотоцикл «Урал» с коляской, на котором будет летать по всему району. Игорь же, городской пижон, привыкший быть лидером, самовлюбленный и самоуверенный, тоже предельно ясно формулирует свои цели: «В нашей дыре до того скучно, что и Брыска со своими глупыми раскопками — развлечение. Пусть копает на здоровье. Когда доберется до захоронения, придем и поможем. Поможем собрать ценности, если они там окажутся».

Для автора важно не само событие, а поступок героя, выявляющий его жизненную позицию. Образ главного героя Кости нарисован убедительно. Повествование от первого лица позволяет глубже раскрыть характер. От события к событию происходит взросление души юного героя. Герои взрослеют, ощущая свою причастность к преобразованию родного края. Читатель не сомневается, что решение Кости стать мелиоратором серьезное, выношенное. Он останется в родных местах, чтобы жить здесь и работать. Ему и его сверстникам предстоит многое сделать, и писатель дает почувствовать, как растет и созревает юный герой под влиянием облагораживающей силы труда, значительной цели, умелого и ненавязчивого воспитания со стороны взрослых; он мужает и взрослеет. Приключенческая повесть состоялась, потому что освещена светом значительной идеи, основным мотивом, делающим произведение не просто повествованием о приключениях ребят, а рассказом о приобщении подростков к настоящему труду со всеми сопутствующими радостями и трудностями. Повесть — о чести и бесчестии, чувстве коллективизма и товарищества, о первой зарождающейся любви, об ответственности человека за свою землю, за свой край.

Сидоров не гонится за дешевой развлекательностью, его книги неизменно увлекательны и глубоко серьезны. Он не из тех, кто «закручивает» сюжеты вопреки художественной и жизненной правде. Можно сказать, что все его книги о том, как жизненная школа закаляет юные характеры.

К сожалению, в повести «Сокровища древнего кургана» огорчает финал, в котором содержится сухая информация о том, что там, где был курган, прошел канал, а сокровища курганчика перекочевали в музей. И все. Читатель испытывает своеобразный «эффект обманутого ожидания». Безотказный рычаг занимательности до конца не сработал — сюжетная-то тайна была все-таки связана с раскопками, а не со строительством канала, это подтверждает и название повести. Читателю хочется знать, что же найдено в кургане, не из праздного интереса, а сама логика повествования приводит к этому. Но ждет его обычный «хэппи энд» приключенческой литературы.

Однако в целом новую повесть В. Сидорова можно отнести к несомненной удаче — построенная по канонам приключенческой беллетристики, она глубока по содержанию и значительна по идее.

Удачей в жанре повести о детстве можно считать и повесть В. Сукачева «Белые птицы детства». По утверждению критики, в жанровом многообразии советской детской литературы повесть о детстве является одним из ведущих жанров. Это и вполне закономерно, так как изображение детства имеет для юного читателя особую педагогическую ценность. С. Маршак указывал на то, что повествование о ребенке требует от писателя «большой душевной глубины, отчетливого законченного миросозерцания». Я думаю, не преувеличу, сказав, что В. Сукачев обладает этими качествами. Новое его произведение для детей свидетельствует о том, что он умеет выразить глубину впечатлений, настроений и эмоций ребенка, жизнь которого, по тонкому замечанию А. Макаренко, «по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений несравненно богаче жизни взрослых». Автор определил жанр своего произведения как повесть в рассказах. Каждый рассказ представляет собой законченное целое — эпизод из жизни ребенка, и в то же время он — звено в изображении становления характера. Избранная форма призвана выразить состояние детской души — искренней, восторженной, мечтательной — и показать становление характера. Повесть открывает рассказ «Карысь» — лирическое повествование о том, как шестилетний ребенок познает мир. А следующие рассказы воспринимаются как его органическое продолжение; цепь рассказов о событиях в жизни маленького человека и составляют сюжет повести. События, может быть, не очень значительные для окружающих, но такие, которые сыграли определенную роль в формировании юной души, помогли выработать те нравственные основы, которые станут фундаментом его личности. Каждый небольшой повседневный случай, положенный писателем в основу рассказа, и есть та еще новая ступенька в познании окружающего мира, на которую шаг за шагом поднимается его герой. Хотя в книжке не происходит никаких захватывающих событий, читаешь ее с интересом, с первых страниц погружаясь в мир, близкий каждому, яркий, неповторимый мир детства. Автор умеет смотреть на мир глазами своего героя, для которого все интересно, все на свете впервые. Известно, что чем дальше во времени мы удаляемся от своего детства, тем труднее становится понять своеобразный мир ощущений ребенка. Чувствуется, что автор не утратил этой способности. Он спокойно и незаметно вводит читателя в ребячий мир радостей и огорчений. Каждый рассказ открывает неожиданные ракурсы детского видения. В рассказе «Сказка» мальчик под впечатлением сказки об Аленушке и братце Иванушке, глядя на козу Ночку, с усилием размышляет о том, что если это мальчик, превратившийся в козу, то почему коза такая старая? И разве бывают у мальчиков такие длинные рога? А уж бороды совсем не бывает. И Карыся вдруг осенило, что нужно напиться из ее копытца, чтобы свершилось чудо. Только ребенок способен с восторженным испугом ждать момента, когда через минуту он превратится в козленка, и бояться пропустить этот момент превращения. Или в рассказе «Неуловимый момент» волнующе и трогательно описано состояние терпеливого ожидания момента, когда ему исполнится семь лет. Творческая индивидуальность автора, на наш взгляд, особо проявилась в этой книжке в самом главном — поэтическом восприятии мира, умении подлинно и глубоко раскрыть душевный мир ребенка. Сережа живет, переполненный простой и светлой радостью — радостью бытия. Автор превосходно передает свойственное ребенку непосредственное удивление перед чудом природы, он словно с натуры живописует его жизнь. Вот стоит Сережа и «с малопонятным восторгом и удивлением смотрит на изменившуюся тайгу, на реку, в которой теперь нельзя было купаться и над которой высоко в небе пролетали треугольники неизвестных ему птиц, и неожиданный восторг перед жизнью неведомой, но интересной охватил Карыся».

Многие страницы повести дышат любовью к родной земле, тайге. Писатель уделяет внимание и мягкому бугорку мха, простроченного кустиками морошки, и запоздало зеленеющему папоротнику, забытому летом стеблю полыни и свесившимся на калине бусинкам. Читатель будто вдыхает аромат свежего сена, от которого пахнуло озером, камышами и береговой тиной, видит, как остывшая за ночь земля запарила, задымилась тонкими струйками в подвижном и прозрачном воздухе.

Можно сказать, что главные герои повести — природа во всех ее состояниях и настроениях и ребенок, который переживает волнующее счастье жить в соединении с природой. В его отношениях с природой и со всем живым в ней, с друзьями и родными вырисовывается образ доброго, чуткого ребенка, одаренного обаянием душевной чистоты и человеческого сострадания. Особенно ярко раскрываются эти его качества в рассказах «Перстень», «Первый патрон», «За подранками». Карысь вроде бы как все мальчики — его сверстники, и, однако, его отличает особая зоркость и чуткость, отзывчивость и справедливость. Автор показывает, как зарождается подлинная человечность, способность отклика на чужую боль.

Концепция гармонических взаимоотношений героя и природы лежит в основе произведения. Известно, какое значение имеет эта проблема в наши дни. С. Михалков, говоря о проблематике литературы для детей и юношества, подчеркивал, что одна из самых актуальных задач сегодняшнего времени — экологическое воспитание человека. Это не только охрана природы, что само по себе крайне важно, это и воспитание гуманизма, и эстетического восприятия окружающего мира.

Тема природы в повести органично перерастает в тему гражданственности и патриотизма. Родина — понятие не абстрактное. Нельзя любить Родину, не обладая чувством родины. Оно же развивается, воспитывается. А начинается с малого — с любви к тому месту, где родился, где впервые начал себя помнить и понимать.

Гуманистическое начало определяет внутреннюю тему многих рассказов, свободных вместе с тем от сентиментальности и упрощения. Жизнь мальчика далеко не безоблачна: смерть матери, расставание с отцом, забота о бабушке и дедушке легли на его плечи. И когда он Настьке сообщает о том, что не поедет к отцу, потому что надо деду с бабушкой помогать, читатель понимает, что этот мальчик в данной ситуации только так и может поступить: такое решение подготовлено развитием его характера, логикой всех его предшествующих поступков.

Страна Детства — мир особый, в нем нет места фальши. В книге Сукачева ей действительно нет места, большинство рассказов отличаются убедительностью, большой силой эмоционального воздействия, подлинным знанием детской психологии. В повести, несомненно, много автобиографического, продиктованного душевной потребностью рассказать о том, что незабываемо, что осталось в памяти навсегда.

Картина детства нарисована в повести ярко, колоритно, картина же времени показана бледнее. В произведении речь идет о первых послевоенных, тяжелых для всей страны годах. Однако атмосфера тех лет, приметы времени переданы слабо, очерчены лишь бегло, вскользь.

Однако в целом это не умаляет тех достоинств повести, о которых мы говорили. Написанная профессионально, талантливо, повесть, несомненно, вызовет отклик в юной душе читателя, пробуждая в нем добрые чувства, любовь к природе и человеку.

Именно этими качествами подкупают и рассказы Л. Квина, вышедшие в этом году в Алтайском книжном издательстве. Книга интересна, как мне думается, читателям всех возрастов, хотя и озаглавлена «До шестнадцати...». В остросюжетной, увлекательной форме рассказывается ребятам о них самих, в книге поднимаются серьезные нравственные проблемы. Рассказы сборника можно объединить тематически. Первые четыре рассказа имеют подзаголовок «С нами не соскучишься». В них автор тонко, с юмором повествует о том, как проявляет себя юный герой в труде, в реальной жизни вне школы — на водительской практике, в поле. Писатель нашел удачный поворот темы трудового воспитания. Как-то само собой получается, что критерий оценки трудовой деятельности связывается со сферой нравственности (герой «Николаевской западни» проявляет упорство и доказывает, на что он способен, помогая выбраться машинам из лога; герой-рассказчик «Семьдесят неизвестных» только тогда завоевывает признание коллектива, когда перестает отлынивать от работы, начинает работать на совесть и заниматься полезным трудом; в рассказе «Мираж» конфликт строится на столкновении двух нравственных позиций). Ценно то, что воспитательные истины, которые автор стремится передать своему читателю, не выражены в виде аксиом, они постигаются подростком самостоятельно. Некоторые из них откровенно дидактичны, но в то же время их поучительность ненавязчива, она естественно вытекает из ситуаций. Даже явно «моралистические» из них читаются с интересом и близки подросткам. Язык писателя лаконичен, остроумен и точен. В комических ситуациях рассказов нет ни натянутости, ни заданности. Некоторые рассказы сборника («Семьдесят неизвестных», «Толя+Катя». «История одной любви») написаны от лица героя, что вполне отвечает авторскому намерению показать школьный мир не таким, каким он представляется стороннему наблюдателю, а каким он видится подростку.

Тонкий юмор звучит в рассказах, объединенных подзаголовком «Любовь, любовь!..». Тема их очень старая и всегда новая — о возникающем чувстве первой любви. Самые серьезные ситуации в этих рассказах освещены авторской улыбкой. Вот рассказ «История одной любви», построенный в форме дневника, найденного за шкафом. Сам стилистический прием снижения высокого звучания заголовка (из дневника, найденного за шкафом) придает рассказу юмористическую окраску. С мягкой улыбкой описывает автор первое чувство мальчишки, когда «он смотрит на нее не мигая целый урок и все внушает: повернись, повернись, повернись»; или сто раз заставляет ее оборачиваться: «Лен, дай карандаш», «Лен, чернила есть фиолетовые?», «Лен, стиралку», по целому дню его мучает вопрос: а можно ли полюбить такого, как он? Вполне понятно его желание обратить на себя внимание любимой, совершив что-то необыкновенное, героическое. Они с другом разыгрывают на ее глазах сцену спасения утопающего, чтобы рассказчик выглядел героем. В рассказе «Толя+Катя» влюбленный выдумывает себе жуткую болезнь, чтобы завоевать любовь и жалость любимой. Все эти, казалось бы, юмористические рассказы объединяет тема доброты, честности, мальчишеской порядочности. Не внешняя фабульная сторона занимает автора в них более всего, здесь проверяются такие человеческие чувства, как совестливость, цена дружбы. Отнюдь не насмешливо звучит в конце одного из рассказов признание мальчика: «Откуда мне было знать, что любовь, или дружбу, или верность, или храбрость нельзя подвергать искусственным испытаниям?»

Писатель показывает стремление ребят к самоутверждению, их желание выделиться, обратить на себя внимание любым образом, то есть прослеживает особенности психологии, столь свойственные подросткам. Языковой строй рассказов хорошо воспроизводит естественную мальчишескую речь. К примеру, цитата из упомянутого дневника: «Некогда — жуть! Конец четверти, а у меня запущено!!! Двоек, правда, не предвидится, но трояков многовато.

Кирилл — друг что надо. Он за меня берется посерьезнее, чем я сам за себя.

— Размазня ты, таких не любят!

И заставил меня писать ей записку. Да, да, самым форменным образом заставил! Говорит:

— Ультиматум тебе. До завтра не напишешь — я сам за тебя напишу. Такое напишу — со стыда умрешь.

Напишет. Вот точно!

Что же ей написать? Что?»

Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают обрисовать характер. Юмористические ситуации раскрывают логику мышления героев. Таков рассказ «Дважды два», юмористический эффект которого строится на поисках друзьями анонимщика, который их разыгрывает. Каждый раз великолепно обыгрывается автором сама по себе уже комическая ситуация получения доплатного письма. Юные читатели хохочут, следя за ходом расследования, когда один из героев своими дельными замечаниями направляет ход исследования из теоретического русла в практическое:

«— Во-первых, отпечатки пальцев. — Алик рассматривал бумагу под ярким светом настольной лампы. — Вот здесь... И вот.

— А если это твои? Или мои? И потом, как ты по ним отыщешь, кто писал? Заставишь весь класс макать пальцы в чернила?

Пришлось с ним согласиться.

— Ну хорошо, отпечатки пока оставим... А бумага? Видишь, с одной стороны зубцы. Что это значит, как ты считаешь?

— Вырвана из блокнота, — сказал Остап. — В киосках продают.

— Правильно! Вот уже продвинулись!»

Таким путем удалось установить следующие неоспоримые факты. Письмо написано круглым и ровным почерком на плотном белом без линеек и клеток листе из блокнота форматом двадцать пять сантиметров на двадцать шариковой авторучкой с синей начинкой стержня.

Как во всех детективных историях, «преступником» здесь оказывается менее всего подозреваемое лицо — сестренка Алика Ксанка. Своеобразие авторской манеры в том, что смешные детали и наблюдения являются как бы сами собой в ходе повествования. Писатель отлично знает мир своих героев и образ их мышления. Достоинство смешных ситуаций в том и состоит, что они естественно вытекают из свойственного детям восприятия и образа мышления.

Привлекательность рассказов Л. Квина и в том, что построены они на основе жизненных, вполне реальных ситуаций, и хотя в некоторых из них конфликт решается юмористически, проблемы, занимающие писателя, не так уж несерьезны.

Итак, есть все основания от души порадоваться тому, что алтайские писатели, пишущие для детей, ставят перед собой серьезные творческие задачи и с успехом их решают. Думается, что все отмеченные книги найдут путь к сердцам ребят. Всем упомянутым писателям свойственно стремление говорить с юным читателем о важных проблемах, их книги отличает хороший профессиональный уровень. Авторы хорошо знают своего читателя-подростка и психологически точно рисуют его образ.

И можно с полной уверенностью сказать, что книги В. Сидорова, В. Сукачева и Л. Квина не только развлекают, но и, прежде всего, воспитывают юного читателя, готовят его к жизни серьезной и неоднозначной.