В русской
литературе двух последних веков сложилась богатая традиция автобиографической
прозы. Всем известны ее лучшие образцы - трилогия Льва Толстого о детстве,
отрочестве и юности, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, «Детство», «В людях»,
«Мои университеты» М. Горького. Не так давно в
Россию вернулись замечательные автобиографические книги Ивана Сергеевича
Шмелева («Лето Господне»), Бориса Константиновича Зайцева (тетралогия
«Путешествие Глеба»), Михаила Андреевича Осоргина («Времена») - писателей так
называемого русского зарубежья, покинувших родину после Октябрьской революции.
Образ детства как «счастливой, счастливой, невозвратимой поры» человеческой
жизни, утраченной навсегда, а вместе с ним и образ родины как навеки
потерянного рая с пронзительной тоской предстали перед читателями в этих
автобиографических повествованиях. На
этой «золотой полке» до сих пор недостает истории совсем другого детства -
«богатого невероятной нищетой», - истории крестьянского мальчика Егорки,
жившего более ста лет назад в Сибири, в селе Николаевский рудник, невдалеке от
реки Убы и большого села Шемонаиха, в каких-нибудь
сорока-пятидесяти верстах от синих, поросших лесом, и белых, покрытых снегом,
Алтайских гор.
История сибирского крестьянского детства была создана нашим земляком, писателем
Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым, в Америке, куда занесли его исторические
катастрофы первых десятилетий XX века. До сих пор и у нас,
в Сибири, и во всей России мало у кого встрепенется сердце от радости при имени
этого писателя. Он прочно забыт, похоронен в газетных подшивках столетней
давности, в архивных документах, в музейных запасниках. Г.Д. Гребенщиков
(1883?-1964) родился, как уже было сказано, в селе Николаевский рудник Бийского уезда Томской губернии. В родословии Гребенщикова
тесно переплелись ветви от разных корней. Его дед по матери, Елене Петровне Столяровой, происходил из казаков, пришедших в Сибирь с
Дона. В роду отца, по преданиям, оставили след аборигены Алтая калмыки (так в
те времена назывались алтайцы). «Калмыцкая» кровь проявилась и в облике Георгия Дмитриевича. Когда он в
марте 1909 года совершил паломничество в Ясную Поляну, ко Льву Толстому, то
великий писатель земли русской запомнил не имя молодого посетителя, а необычный
его этнический тип и кратко отметил в своем дневнике встречу с
«интеллигентом-калмыком». Дед его по отцу, Лука Спиридонович, прослужил более
пятидесяти лет чиновником на рудниках Алтая, отец, Дмитрий Лукич, с девяти лет
работал на шахте, а позднее, уже обзаведясь большой семьей, стал крестьянином. Наверное, это
смешение разных этнических и социальных стихий в телесном и духовном складе
Егорки Гребенщикова и создало его самородный талант, а затем помогло выстоять в
первых жизненных трудностях, когда в двенадцатилетнем возрасте он оторвался от
своей родной семьи и начал самостоятельную жизнь в Семипалатинске. Г.Д.
Гребенщикову не пришлось сдать экзамены за четырехлетний курс обыкновенной
сельской школы, но он много учился у семипалатинских интеллигентов, которые
помогли смышленому и работящему подростку освоить азы бытовой культуры,
приучили к систематическому чтению хороших книг и поддержали его первые литературные
опыты. Поражают
интенсивность труда и стремительность, с
которыми Г.Д. Гребенщиков входил в журналистику и
литературу. С февраля В И все эти годы идет
неустанная творческая работа, один за другим печатаются его рассказы на
страницах сибирских газет - иркутской «Сибири», томской «Сибирской жизни», барнаульских «Алтайской газеты» и «Жизни Алтая», в журнале
«Сибирский студент» (Томск), о нем начинают писать местные критики. Отдельные
рассказы молодого сибирского прозаика уже в 1911-1912 гг. попадают на страницы
столичных журналов - «Сибирские вопросы» и «Современник», издававшийся под
редакцией М. Горького. Наконец, усилия Г.Д. Гребенщикова увенчиваются
всероссийским успехом: в Петербурге сначала в 1913, а затем в Новые сборники,
«Змей Горыныч» (1916) и «Степь да небо» (1917) выходят уже в разгар войны. В
феврале «Гражданские бури и
тревоги» последних лет мировой войны и первых лет революции обрывают так славно
начавшуюся творческую биографию Г.Д. Гребенщикова. Именно они не позволили ему
напечатать в России уже готовый первый том его эпопеи «Чураевы». Трагический круговорот событий увлекает Г.Д. Гребенщикова
из Киева в Крым, а затем, через Константинополь, в Европу. В эмигрантских
изданиях Берлина и Парижа выходит его первое собрание сочинений, он активно
работает над новыми произведениями - советский критик Д. Горбов имел полное
право в Встреча с Н.К.
Рерихом в Живя в Америке,
Г.Д. Гребенщиков постоянно помнит о Сибири, он возвращается к ней в своих
книгах - в «Чураевых», в «Былине о Микуле Буяновиче»,
в воспоминаниях. Здесь в основном идет и работа над автобиографической повестью
«Егоркина жизнь». «Книги имеют свои судьбы», - гласит латинская пословица.
Книге «Егоркина жизнь» досталась трудная судьба. О ней следует рассказать по
порядку. В ранний, сибирский
период творчества впечатления детства и отрочества, яркие, свежие краски
сибирской природы, незабываемые песни матери сохранялись во впечатлительной
памяти молодого писателя, лишь изредка выплескиваясь в рассказах. Рассказ «Грешник»
отметила в своей большой, содержательной статье о Г.Д. Гребенщикове сибирский
критик Евлалия Ватман. Она выделила тему «первой
детской и полудетской любви» в нескольких его рассказах и справедливо
утверждала: «Наивная и светлая пора детства влечет г. Гребенщикова, он с такой
же лаской и интересом вглядывается в него, как вспоминает и свое собственное
детство, свою юность». В повести «Егоркина жизнь» этот рассказ стал - в
переработанном виде - тринадцатой главой, «Егоркин грех», а мальчик Гришутка из раннего рассказа получил свое «настоящее» имя -
Егорка. Герой рассказа
«Белые поля» (сборник «Змей Горыныч») - тяжело раненный солдат Савелий Тихонов
- на госпитальной койке в полубреду-полусне вспоминает эпизод из детства:
«...Было веселое, зеленое и солнечное утро; над черною пахотою струился пар
свежей земли, а на меже кивали синими головками ветреницы. Вверху над головою трепыхались заморские птахи - жаворонки и непрерывно
лепетали: К самому небушку вознесу-усь,
За бороду Боженьке уцеплю-усь, Спит Бог, спит Бог... А я его разбужу-у И все Ему расскажу... У соломенного
балагана Савелий увидел под брюхом Буланухи черненькую хорошенькую, с кучерявым хвостиком жеребушку». Здесь многие детали
напоминают картину раннего утра и рождение Карчика во второй главе повести «Егоркина жизнь» - «Отец
берет Егорку на пашню». Однако замысел
автобиографической повести сложился у Г.Д. Гребенщикова уже за границей.
Повесть создавалась многие годы. Возможно, одним из ранних ее набросков явился
небольшой рассказ «Из детских лет», в котором описана поездка двух крестьянских
мальчиков, братьев, в жестокую стужу в лес за дровами. Имена детей не совпадают
с именами героев «Егоркиной жизни», но возраст братьев - старшему тринадцать, а
младшему девять лет, и поведение старшего, который все время покрикивает на
младшего, недовольный его неумелостью, - говорят о том, что фрагмент этот мог
стать частью будущей повести о жизни Егорки. Рассказ этот был опубликован в
первом томе собрания сочинений Г.Д. Гребенщикова, вышедшем в свет в Париже, в
издательстве Я. Поволоцкого, в Немного позднее,
уже в Америке, Г.Д. Гребенщиковым были написаны два фрагмента, вошедшие
впоследствии в «Егоркину жизнь». Они были напечатаны в Историю публикации
повести помогают восстановить письма жены писателя, Татьяны Денисовны
Гребенщиковой, известному исследователю сибирской литературы Н.Н. Яновскому. В письме от 26 мая Позднее, в письмах
от 25 июля и от 25 сентября Эта поездка стала
настоящим подвигом Татьяны Денисовны, так как сама она уже несколько лет
являлась инвалидом, передвигалась по дому только в коляске, а Георгий
Дмитриевич был совершенно беспомощен, лишен речи и памяти. А ехать нужно было Последнее письмо, в
котором сообщается о «Егоркиной жизни», от 26 июня К сожалению,
«Егоркина жизнь» была закончена печатанием уже после ее смерти: Татьяна
Денисовна пережила Георгия Дмитриевича на несколько
месяцев. Первое издание
автобиографической повести Г.Д. Гребенщикова вышло в свет в сентябре «Георгий Дмитриевич
Гребенщиков скончался 11 января 1964 года. Эта книга - его последнее
произведение, законченное незадолго до постигшей его тяжелой болезни. Его
желание увидеть выход ее в свет в полном и окончательно обработанном виде так и
осталось не исполненным при его жизни. В разное время были напечатаны в разных
периодических изданиях только отдельные главы, и это посмертное издание -
первое издание «Егоркиной Жизни» как цельной повести. В этой книге
Георгий Дмитриевич описал ранние годы своей жизни, когда он был никому
неизвестным деревенским мальчиком Егоркой. Описываемые события и даже имена не
вымышлены, а взяты из действительной жизни. И хотя Егорка участвует во всех
этих событиях, не он является главным действующим лицом повести. Его жизнь -
скорее только предлог для описания жизни тех людей, среди которых он вырос. О
них, собственно, и написана эта книга, и поэтому все повествование ведется в третьем
лице. Жизнь эта описана такой, какой автор ее знал, беззлобно и беспристрастно,
без желания кого-то очернить, а кого-то обелить, что не так часто встречается в
автобиографиях и воспоминаниях. Описаны не только светлые, но и теневые стороны
этой жизни, но безо всякого осуждения - не свысока и не со стороны, а тем
способом, которым, кажется, только и можно верно писать о своих
и ближних: снизу вверх, через детские глаза, чуждые всякого предвзятого
осуждения. Не случайно то, что эта книга написана в конце жизни автора.
Очевидно, понадобился опыт всей его трудной и богатой впечатлениями жизни,
чтобы вполне понять то, чего «не поймет и не оценит гордый взор иноплеменный».
В этом несомненное достоинство книги. Выпуская ее в свет, будем надеяться, что,
наряду с другими книгами, описывающими русскую жизнь по впечатлениям детства,
она послужит лучшему пониманию русской жизни в ее целом, маленькой, но
неповторимой и неотъемлемой крупинкой которой была Егоркина жизнь». В
Худшая участь
ожидала «Егоркину жизнь». Она предстала перед читателями в значительно
сокращенном варианте. Об этом, кстати, Н.Н. Яновский предупреждал
«проницательного читателя»: «Последнее произведение Г.Д. Гребенщикова, повесть
«Егоркина жизнь», издана за рубежом в объеме около 20 печатных листов».
Широкое, вольное, яркое повествование о детстве и отрочестве превратилось в
цепь отрывочных, всего в несколько страничек
журнального текста, фрагментов. Из двадцати трех глав повести удалось
опубликовать только одиннадцать, причем сокращению подверглись - как
идеологически вредные - прежде всего «крестьянские» главы. В журнальную
публикацию вошли только пять глав («Что первое увидели глаза», «Отец берет
Егорку на пашню», «Один из светлых дней», «Страда» и «Первая копейка») из
тринадцати, в которых изображена жизнь Егорки в селе Николаевский рудник.
Однако Н.Н. Яновский сохранил восемь глав повести о жизни Егорки в
Семипалатинске из десяти - «Кровь на снегу» и «Первая любовь». Тем самым весь
смысл повести изменился: из «крестьянской» она превратилась в «городскую»,
стала одним из вариантов повести М. Горького «В людях». Но не стоит
порицать Н.Н. Яновского за этот невольный «подлог»: он сделал все что мог, и,
может быть, именно сближение с идеологически выдержанной художественной
автобиографией великого пролетарского писателя Максима Горького помогло ему
опубликовать самое задушевное произведение Г.Д. Гребенщикова. В примечании к
публикации повести в Повесть Г.Д.
Гребенщикова - подлинно крестьянская автобио-графия,
прежде всего потому, что главные персонажи ее семья Митрия
и Елены крестьянского происхождения, а рядом с ними - такое богатство
человеческих типов: звонарь Матичка Плохорукий, незлобивый сельский дурачок Анемподист,
богатырь Михайла Вялков,
азартный и умелый в любой работе Алеха Кучерявый... В книге с любовью и
тщательностью рассказано о мельчайших подробностях быта и трудовой
деятельности, о праздниках и детских играх сибирской деревни более ста лет
назад. Это настоящая энциклопедия жизни сибирского крестьянина: из нее можно
узнать, как метали сено в стог, как готовили сусло, как по-старинному
праздновали свадьбу, встречали в воскресные дни стадо с пастбища, какие песни
пели, как говорили и что думали о своей жизни простые люди... Автор повести
постарался разъяснить значение многих слов, понятий, обычаев - то в сносках, то
в скобках, - словно догадывался, что читать ее будут те, кто не знает таких
простых и понятных каждому крестьянскому подростку, жившему на рубеже XIX-XX
вв., слов, как поветь, шеркунцы, стригунок, загнёта... Но
ведь повесть эта - не о быте деревенском, а о том, какое «это необъятное,
непревзойденное искусство: жить деревней, целой волостью, уездом, всей
губернией! Всей
массою народной!» О забытом нами народном укладе жизни, том самом, о котором мы
читали когда-то у Льва Толстого в романе «Анна Каренина» - «жить по правде, по-божьи», не завидуя богатству, не стремясь урвать для
себя кусок послаще, не запинаясь о чужое добро. Г.Д.
Гребенщиков рассказывает нам об этом по-своему: то шутливо, то грустно, то напористо-взволнованно, порой срываясь в риторику, - не так,
как образованные господа умеют рассказывать. Автор понимает, что
показать истинный облик народа, не сочиненный, не идеализированный, - задача
невероятной трудности. «И как увидеть лицо это, многоликое, многосложное? На
пашне? На полях, с самой весны, оно только мужицкое, в поту и в думе над
загадками земли: уродит ли? Или град погубит пашню, сломает зрелый колос,
пожрет степной пожар? В церкви? Но здесь оно одинаково покорно воле Божией, обращенное покаянным духом внутрь себя. На свадьбе
оно полупьяное, на похоронах печальное: «Все там будем». В гостях у чужих людей
оно, как у всех людей, даже из высшего круга, в маске дружбы и лестной похвалы
гостеприимству. Перед редко появляющимся в деревне строгим начальством - оно
плоское и глупое: «Знать ничего не знаю». «Мы люди темные». Какое у народа
сердце, какова душа его? Не всякий даже искренне кающийся раскроет душу и
сердце. Никто, нигде не разглядел во всем величии народа от земли. Никто не разгадал», - так пишет Г.Д. Гребенщиков в главе шестой, «Дары
земли». Эта забота автора
«Егоркиной жизни» - рассказать правду о народной жизни иначе, чем «кое-какие господишки из города», кажется теперь несколько запоздалой.
Давно уже нет в России тех, настоящих, господ из потомственных дворян, из
образованных интеллигентов. Но ведь не было до Г.Д. Гребенщикова столь яркого,
самобытного, талантливого писателя из самых низов народных - вот он и стремится
сказать свое слово о крестьянской жизни, пусть и поздно, но дополнить
необъятное полотно русской литературы еще одним самобытным узором. Его повесть
«Егоркина жизнь» должна занять свое достойное место на «золотой полке» лучших
русских книг о детстве и отрочестве - без нее крестьянский мир в литературе
неполный. |