В кажущиеся теперь такими наивными
пятидесятые годы, когда население Барнаула не составляло и половины нынешнего и
никто из его жителей, включая учительниц английского языка, не знал такого
сейчас обычного слова «бестселлер», вышла в Алтайском издательстве тиражом 30
тысяч экземпляров книга «Конец Нахаловки», быстро
раскупленная читателями. Автором понравившегося произведения оказался молодой
выпускник Литературного института и уже достаточно опытный журналист
тридцатишестилетний Александр Григорьевич Баздырев.
Повесть — институтская дипломная работа — сразу выдвинула его в первые ряды
алтайских литераторов, а через несколько лет, став членом Союза советских
писателей, Александр Баздырев уже в качестве мастера
возглавил немногочисленную в те годы Алтайскую писательскую организацию. Уроженец села Софроново,
что находится в одном из северных районов края — Баевском,
А. Баздырев прошел к этому времени обычный для людей
его поколения жизненный путь: школа и первое место работы в Камне-на-Оби,
затем четыре года фронтовых дорог, после демобилизации в Примечательно, что любимым жанром молодого
журналиста-фронтовика стал фельетон — жанр совсем нелегкий в годы
развернувшейся борьбы с «безродными космополитами, низкопоклонством перед
Западом, врачами-убийцами верных сынов партии». Объектами сатирического
внимания А. Баздырева являлись мелкие спекулянты,
разного рода пройдохи, расхитители колхозного добра,
хулиганы, бюрократы и волокитчики. Но вот после кончины «великого вождя и лучшего друга
всех народов планеты» над страной как будто повеяли ветры перемен: поехали на
освоение целины новоселы, прошел XX съезд КПСС, засобиралась после Московского фестиваля
на строительство сибирских гидроэлектростанций молодежь. Наступила короткая
хрущевская «оттепель». Несколько ослабла цензура — стало возможным от
критики «отдельных нетипичных недостатков» перейти к постановке более серьезных
проблем, набирала силу партийная публицистика (другой не было). Публицистом
заявил себя и молодой алтайский прозаик. Цели и установки КПСС были аксиомами
для советских соцреалистов, очень органично в дело
воспитания «нового человека» вписался коммунист Александр Баздырев. Повесть «Конец Нахаловки»
является образцом тенденциозной, в хорошем смысле, литературы. Пафос
произведения состоит в бескомпромиссной схватке нового со старым, отжившим,
«исторически обреченным». Корень зла писатель видит в частнособственнической
психологии, трактуемой им как пережиток, который необходимо и можно преодолеть.
Символом презираемого им «мещанского мирка» Аграфены Выдриной являются
несколько «частных домовладений», образующих небольшой поселок вблизи нового
текстильного комбината. Упорная привязанность его обитателей к своим дворам,
огородам, сараям и погребам должна разрешиться их переселением в «чистенькие
четырехэтажные и пятиэтажные дома» городка текстильщиков, выросшего рядом с
корпусами комбината, на который уходит работать поселковая молодежь. В конце
повести судьбу Нахаловки вершит «с гордым рокотом»
мощный бульдозер. Интересной для читателей книгу сделали
прежде всего легко узнававшиеся современниками типы горожан и колоритный
местный язык, хорошо переданный писателем. В 60-е годы А. Баздырев
работает над документальными рассказами и повестями, вышедшими в сборниках: «У
черного огня», «Если ты человек», «Это и есть жизнь». В центре повествования
находятся алтайский академик-садовод Михаил Лисавенко,
легендарный барнаульский хирург Александр Чеглецов, кулундинский
механизатор Семен Пятница. Критика справедливо отмечала эти небольшие вещи как
несомненную удачу писателя. Сделанные добротно в литературном отношении, они
подкупают неподдельной искренностью, горячей любовью автора к своим героям. Счастливым оказалось для Александра Григорьевича и
его выступление в качестве детского писателя. Повесть «Илька приехал в
Крутояр», вышедшая в Умер А.Г. Баздырев в |