Карпова Л. Его урок бесконечен // Алтайская правда. 2013. - 23 июля. с. 1, 3.
В конце минувшей недели завершился 37-й Всероссийский Шукшинский праздник. Культурные и спортивные мероприятия были организованы в Бийске, Сростках и селе Полеводка Бийского района. Высшей точкой праздника, как всегда, стала художественно-публицистическая программа на горе Пикет в родном селе Шукшина, а до нее завершились многочисленные творческие встречи писателей и кине¬матографистов и фестивали самодеятельного творчества.
Так, в читальном зале Бийской городской библиотеки состоялись местные Шукшинские чтения, а в музыкальном колледже – показ документальных и студенческих фильмов из внеконкурсной программы Шукшинского кинофестиваля. Суббота в Сростках прошла под знаком спорта и самодеятельного творчества: утром – полумарафон «Шукшинские версты» и практически до вечера на спортивной площадке под открытым небом продолжился турнир по баскетболу. А рядом, на стадионе села, проходил 14-й песенный фестиваль «В гостях у Шукшина», на который по традиции съехались участники не только из разных районов Алтайского края, но и из других сибирских регионов. Так, Юрий Зубарев, руководитель народного хора русской песни ДК «Октябрь» из города Осинники (Кемеровская область), рассказал, что коллектив начал ездить на праздник еще до того, как он обрел официальный статус и был включен в программу Шукшинских дней.
– Мы здесь уже в семнадцатый раз, и это такая традиция, которую нельзя отменить, – говорит Юрий Анатольевич. – Участники хора специально переносят отпуска, мы заранее подаем заявку, все помнят: июль – это Сростки. Для нас важно общение не только с новыми слушателями, но и с другими коллективами. Здесь ведь можно услышать исполнителей с Алтая, из Кемеровской и Омской областей, бывает, что приезжают ансамбли из Белоруссии и Казахстана. По сути, это уже даже не всероссийский, а международный фестиваль. А на следующий день мы обязательно поднимемся на Пикет – новички нашего хора тоже хотят поклониться Шукшину.
А народный ансамбль русской песни «Бабье лето» из села Малоенисейского Бийского района, участники которого тоже давно сбились со счета, сколько раз выступали на Шукшинском празднике, приехал еще и поздравить своих старинных друзей – сростинский народный ансамбль «Вечерки», который субботним вечером отмечал в ДК «Катунь» 30-летие. – В свое время мы в Сростках чуть ли не на каждом углу пели свои песни, пока гости шли на гору. Кроме того, мы участвовали в торжественном открытии памятника Шукшину, тогда, помню, шел дождь, – рассказывает руководитель ансамбля «Бабье лето» Галина Подобина.
Наконец, вечером в усадьбе Всероссийского мемориального музея-заповедника прошел фестиваль самодеятельных театров и чтецов, который теперь называется «Характеры». Причем в жюри работала Ольга Шукшина, которая улучала минутку, чтобы сфотографировать наиболее колоритных зрителей, коих было немало.
В соседнем селе Полеводка завершился фестиваль парковой деревянной скульптуры «Легенды и сказки Алтая» (напомним, первый подобный конкурс состоялся два года назад в Сростках). Теперь разнообразные деревянные великаны встречают зрителей прямо на въезде в село. Площадка, на которой разместились фигуры (некоторые, надо признать, довольно пугающие), пока не благоустроена. Но, по слухам, вскоре там сделают пруд, посреди которого будет, в частности, возвышаться чудесная «Катунская русалка». Победителем фестиваля стала композиция «Тушкен» барнаульского мастера Николая Мозгунова.
«И объясни маме, на кого я учусь»
Одним из центральных субботних событий стало открытие художественно-документальной выставки в Сростинском музее-заповеднике писателя. Она называется «Шукшин во ВГИКе и ВГИК о Шукшине» и представляет совершенно новые документы, поступившие в фонды музея из архива московского вуза. Тему предложил директор Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая Игорь Коротков: документов о годах учебы Шукшина во ВГИКе накопилось уже довольно много, но в постоянной экспозиции мемориального музея-заповедника была представлена лишь малая их часть. Экспозиция стала результатом сотрудничества музея с Олегом Шухером – кинорежиссером, преподавателем ВГИКа. Новая выставка представляет 138 экспонатов, причем некоторые из них поистине уникальны. Так, впервые алтайские зрители могут узнать о преподавателях, учивших Шукшина на режиссерском отделении, а также имена людей, принимавших экзамены. Наконец, представлен приказ о зачислении на режиссерское отделение 15 человек, в числе которых – Шукшин и Тарковский. А на фотографии здания вуза, сделанной в середине 1950-х годов, сотрудники музея могут показать те два окна, где располагалась мастерская Ромма.
Фонды сростинского музея представлены, в частности, перепиской Шукшина с матерью и его письмом первой жене Марии Шумской, содержащим трогательные строки: «Когда приедешь домой, сходи к маме, побудь с ней. Ей одной совсем тоскливо. Ночуй с ней, когда будет возможность. И как-нибудь объясни, на кого я учусь». Мария Сергеевна была горда, что сын наконец-то получает специальность, но что это за профессия – режиссер, она не понимала, говорит заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Валентина Евтифеева.
И целая витрина посвящена дипломной работе Шукшина «Из Лебяжьего сообщают», в которой он выступил как сценарист, режиссер и актер. Есть, например, суровый отзыв Министерства культуры СССР (в те годы, даже запускаясь со студенческим фильмом, нужно было пройти сито цензуры). «... Сценарий рассказывает нам по существу о том, через сколько грязных дел приходится перебраться руководителям района, с каким количеством жуликов и шкурников надо столкнуться честным людям, чтобы уборка была благополучно доведена до конца... Вряд ли это является желательным ракурсом для освещения средствами киноискусства избранной автором темы», – пишет рецензент из Минкульта. Защитился режиссер, однако, на «отлично».
Присутствовавший на открытии Олег Шухер привез много новых подарков музею, но самым ценным из них оказалась теоретическая часть к дипломной работе Шукшина, долгие годы считавшаяся утерянной. Это копия машинописи с собственноручными правками Василия Макаровича.
– История нашего сотрудничества с вашим музеем началась с того, что много лет назад во ВГИК обратилась Ольга Васильевна Шукшина, которая хотела посмотреть архивы вуза и уточнить для себя какие-то вещи, – рассказал нам Олег Борисович. – А я, будучи в то время деканом режиссерского факультета, делал фильм о Василии Макаровиче «Абитуриент с Алтая». Он как раз был посвящен годам его становления. Ольга Васильевна посмотрела фильм на канале «Культура» и высоко его оценила, что для меня стало высшей похвалой. Именно она и познакомила нас с музеем, потому что, делая свою картину, я работал только с архивами ВГИКа. Так что, когда возникла концепция этой выставки, понадобилось обогатить ее новыми материалами, и мы начали работать с большой радостью. Это сотрудничество обязательно будет продолжаться. Я уверен, что такие документы нужно аккумулировать именно здесь: кто лучше сбережет и оценит все это, как не земляки?
Губернатор Александр Карлин посетил выставку на следующий день вместе с участниками Шукшинского кинофестиваля – актерами Борисом Токаревым («Два капитана» и др.) и Людмилой Гладунко. Они выразили свое восхищение увиденным:
– Все вещи нам так знакомы, каждая фотография! Но то, как это почитается и сохраняется, кажется нам очень важным. Дай бог вам всяческих успехов, – сказала Людмила Михайловна.
Узнав, что в крае открыт музей Екатерины Савиновой («очень камерный и душевный», как определил его Александр Карлин), актриса вос¬кликнула: «Она же училась у наших мастеров! Так важно сохранять память об этом. В Москве всего слишком много, одно вытесняется другим, иногда искажается. Если малая родина будет хранить память, это будет навсегда!» Кроме того, губернатор рассказал гостям фестиваля, что в ближайшие три года будет идти серьезная работа по увековечению памяти Валерия Золотухина, и пригласил Людмилу Михайловну, снимавшуюся с нашим земляком в фильме «Единственная» 1975 года, приехать на открытие его обновленного музея в 2016 году.
Что касается художественно-публицистической программы на Пикете под названием «Живет такой парень», то в ней по традиции приняли участие победители песенного фестиваля-конкурса «В гостях у Шукшина», причем особых аплодисментов удостоились выступления детского ансамбля ложкарей «Миряне» из Красногорского района и совсем юного барнаульского гармониста Александра Пикалова, учащегося барнаульской ДШИ № 3, сорвавшего настоящую овацию.
Открыл праздник губернатор, который нашел объяснение тому, почему Сростки каждый год притягивают тысячи гостей:
– Эта земля дала миру выдающегося русского писателя, режиссера, актера Василия Макаровича Шукшина. Она подарила ему очень короткую жизнь, его творческий путь – немногим более десяти лет. Но за это время Василий Макарович обогатил и русскую литературу, и кинематограф, и спустя три с половиной десятилетия мы вновь преклоняемся перед его личностью и творчеством... И мы приходим на это святое для всех нас место, с которого, как говорил Василий Макарович, видна вся Россия, и духовно подпитываемся, набираемся творческих сил, по Шукшину выверяем свои планы и дела. Я думаю, именно эта внутренняя потребность приводит сюда людей.
Поэт, критик и эссеист Алексей Машевский, специальный гость Шукшинских дней, сказал, что сегодня стране очень не хватает таких фигур, как Шукшин. «Все мы разные, но нация существует тогда, когда есть фигуры, относительно которых все согласны. И Шукшин именно таков: для всех он олицетворяет огромный литературный талант и нравственность. Эта его способность быть принятым всеми для меня вытекает из той потрясающей мудрости, которая стоит за его поисками правды и добра. И еще, мне кажется, замечательная формула «Нравственность есть правда» может быть дополнена. Когда мы, попадая в это место, смотрим на необозримые великолепные дали, которые отсюда открываются, на нашу родную природу, мы понимаем, что нравственность – это не только правда, но еще и красота».
А ответственный секретарь краевой общественной писательской организации Анатолий Кирилин признался, что от того, что бываешь на Пикете каждый год, волнение не становится меньше.
– Я был молодым человеком, когда Шукшина не стало. Сегодня его ровесник годился бы мне в сыновья, а я учусь и учусь его мудрости и силе художественного слова, и урок этот бесконечен. Рано или поздно наши душевные кризисы тянут нас вниз, и, подойдя ко дну, мы уже ищем, от чего бы оттолкнуться, нам нужна какая-то сила. Этой силой для нас является Шукшин. Он и его герои – экзаменаторы для нас: они испытывают нас на жестокость или человечность, на душевную глухоту или умение слышать ближнего, – сказал Анатолий Кирилин.
Кстати, на Пикете был торжественно вручен еще один подарок Всероссийскому мемориальному музею-заповеднику в Сростках: гость мероприятия – киновед, автор книги о Шукшине «Земной праведник» Лариса Ягункова передала директору Лидии Чудновой целую папку с материалами о подготовке к съемкам так и не состоявшегося фильма «Степан Разин».
Кроме того, здесь по традиции были объявлены победители 15-го Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. Говоря о своем понимании творчества нашего земляка, председатель фестивального жюри, режиссер заслуженный деятель искусств России Владимир Эйснер заметил, что представление, будто героями Шукшина являются некие чудики, деревенские дурачки, которые иногда задумываются о смысле жизни, кажется ему неправильным и далеким от понимания народной жизни.
– В рамках кинофестиваля состоялись показы семи конкурсных фильмов, а также внеконкурсных документальных и студенческих. И это хорошо: фестиваль развивается и должен увеличивать свою орбиту, – сказал Владимир Эйснер. – Мы были в непростом положении – нужно было выбрать лучший фильм, а все представленные картины серьезные, многие уже получали награды на международных фестивалях. Тем не менее, решение жюри было единогласным.
Так, приз за лучшую женскую роль получила молодая актриса Мария Смольникова, сыгравшая главную роль в фильме «Дочь» режиссеров Александра Касаткина и Натальи Назаровой, а награда за лучшую мужскую роль досталась белорусскому актеру Владимиру Свирскому (фильм «В тумане» Сергея Лозницы). А вот главный приз фестиваля впервые в его истории был вручен сразу двум картинам – «Дочь» и «Если все» режиссера Натальи Беляускене. Увидеть их можно было сразу по окончании торжества в сростинском Доме культуры «Катунь».