Карпова Л., Тирская С. Каспришин А. Связанные одной жизнью // Алтайская правда. - 2012. – 24 июля. – с. 1-2.
Этому ежегодному празднику «АП» посвятила не одну публикацию. Так, в субботу газета рассказала о мероприятиях, состоявшихся в Барнауле. Корреспонденты газеты побывали также в селе Шульгин Лог Советского района, во Всероссийском музее-заповеднике В. М. Шукшина в Сростках.
Вера и верность
Почему-то раньше при воспоминании о работе Шукшина в селе Шульгин Лог ограничивались одним предложением – «снимал там «Печки-лавочки». Из этой немногословности выходило: или снимал он лишь незначительный эпизод, или село затерялось в дальней глуши. Да и живо ли еще? Оказалось, живет и трудится, к тому же еще и прирастает – столько новых да строящихся домов не во всяком селе встретишь. А в день фестиваля на главной улице трудно было подсчитать количество легковых автомобилей и автобусов. Гости приехали со всего края, а еще из Иркутска, Новосибирска, Тюмени, Тобольска, Республики Алтай. И уже на подходе к Дому культуры была слышна песня. «Пополам обиды, пополам печали... Век в согласьи да в любви», – пели артисты ансамбля, а юные музыканты играли на ложках, на дудочках... Ребятишки прыгали в надувном замке, ели сахарную вату, играли на детской площадке. На стадионе проходил турнир по волейболу между жителями села и гостями, на ярмарке местные мастера показывали товар лицом и все желающие могли откушать чаю из самовара (сапогом раздуваемого!) да испробовать угощение – пироги, блины, дары садов и огородов. Причем, что в наше время удивительно, совершенно бесплатно – шульгинские хозяюшки да гости спешили на поляну перед клубом со своими чудесами кулинарного искусства. На заборе было натянуто немалых размеров полотнище: на нем шульгинцы в кадрах фильма узнавали и московских звезд, и своих родных да соседей...
А встреча по волейболу завершилась победой гостей из села Советского, но и они, и хозяева площадки получили в подарок футболки с надписью «Фильму «Печки-лавочки» 40 лет». Кстати, провел игру тренер военно-патриотического клуба «Славяне» Виталий Белканов – внук Анны Белкановой, которая снималась в фильме.
После такого «разогрева» в жаркий денек всех пригласили в прохладу Дома культуры. Там был организован просмотр документальных фильмов. До начала сеанса перед полным залом (понадобились и дополнительные места – внесли деревянные лавки) выступил дорогой гость – Анатолий Заболоцкий. У него немало званий и наград. Он – заслуженный деятель искусств России, Белоруссии и Хакасии, лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность». Но есть у него и другое высокое звание: Заболоцкий – друг Шукшина, оператор «Печек-лавочек», «Калины красной», «Слова матери». Встретили его аплодисментами.
– Я прошелся по местам, где мы снимали, – поделился Заболоцкий впечатлениями. – Дом Михаила Михайловича Бжицких (помните в фильме деда с бородой?), который стоял на отшибе, перевезли на улицу Октябрьскую, поставили на фундамент. Лес, из которого сделан дом, еще многих переживет: все навешанные на него ставни-новоделы уже стареют, а он держится. Вот какое нам досталось наследство от стариков...
А потом он приоткрыл завесу над прошлым:
– Худсовет не утверждал наше решение снимать здесь, так далеко ехать очень дорого. Но Шукшин сказал: или работаем на родине, или закрывайте «Печки-лавочки»... Вообще-то, картине исполнилось сорок лет в 2011 году, но после того как съемки закончились, ее четыре месяца изготавливали и... шесть с половиной месяцев цензура Госкино фильм резала. К тому же в областях были свои кинопрокаты, там тоже многие фразы вырезались. Картина получила третью категорию, лежала на полке до смерти Шукшина – потом же ей сразу дали первую и она пошла на экраны. Правда, без Феди Тилилецкого.
Узрели в этот раз в кинозале ДК шульгинцы и гости села Федю на экране, увидели и тот самый коронный проход плотогона Бори со стаканом водки на голове (вырезанный как пропаганда алкоголизма) – в документальных лентах. Первым же фильмом просмотра было «Слово матери» – маленький этюд о матери Шукшина.
– Меня потрясла Мария Сергеевна. Когда мы здесь работали, хор сростинский привозили, Вася очень хотел, чтобы его мать тоже снялась – она плакальщица, очень хорошо поет, – весьма символично сбился Заболоцкий во времени. – Но та категорически отказалась. А он все равно хотел. И во дворе ее дома я поставил длиннофокусную оптику, прицелился. Увидела, сразу платком закрылась – вот этот кадр он и вставил в картину (в начале фильма. – Прим. авт.). А после смерти его она сказала: снимай, мне уже все равно, и рассказывала, не боясь камеры. Она от природы была очень артистична и умна. Не зря Шукшин говорил: «Она умнее Фурцевой, потому что жизнь знает больше».
Потом зрители искренне повеселились, увидев маленький, четырехминутный отрывок о вечере в Доме кино. История о сельской Джульетте, рассказанная замечательным, любимым Василием Макаровичем артистом Иваном Рыжовым, могла бы быть достойной пера Шукшина. Кадры другого фильма рассказали о людях, которые, по словам Заболоцкого, ему милы.
Генеральный директор ООО «Шульгинское» Вячеслав Дышлюк сделал замечательный подарок всем жителям села – летнюю сцену. И на неё поднялись местные жители, принимавшие участие в съемках, Зоя Сергеевна Николаенко и Галина Ивановна Тихоненко, а Екатерине Венедиктовне Коневой оказалось это не под силу, ее усадили в кресле перед площадкой. Ведущая (она же организатор праздника) Ольга Бокова сказала: «Встречайте коллегу по площадке!» – и к сцене под наигрыши балалайки, пританцовывая, всплескивая руками, как лебедь белая крыльями, выплыла народная любимица Людмила Васильевна Зайцева. Пусть и немолоденькая уже, но такая же живая-огневая, как прежде.
– Слава богу, дорогие, встретились!
Такими были первые ее слова, обращенные к гостям праздника. А тех было немало – лавок и кресел не хватило, так гости рассредоточились прямо на травке на большой поляне перед клубом.
– Сегодня праздник и для вас, и для нас, – продолжила актриса. – Сорок лет назад я впервые приехала на Алтай сниматься, в общем-то, в массовых сценах, в эпизодах. Ничего я тогда не знала про Алтай, а про Василия Макаровича знала, смотрела его картины «Странные люди», «Живет такой парень», нравились – было в них что-то по духу родное...
Когда я училась на четвертом курсе Щукинского училища, ко мне подошел однокурсник: «Давай сделаем рассказ Шукшина «Одни». Наверное, ничего в жизни зря не происходит... После окончания училища я случайно попала на небольшую роль в картине «А зори здесь тихие...». Приехала со съемок, встретила второго режиссера «Печек-лавочек» – Людмилу Остряковскую, она спрашивает: «Шукшин набирает «деревенское окружение», ты не хочешь на Алтай поехать?» Думаю: «Шукшин! Алтай! Это же очень интересно!» Но изображаю из себя артистку: «Надо же сценарий почитать!» Мне его дают, и я в коридоре студии Горького читаю. Читаю и начинаю плакать – понимаю, что это оно, мое, родное. Василий Макарович – он меня еще не знал – ходит мимо, на меня зыркает, я нервничаю... Остряковская говорит: «Ну роли, конечно, здесь никакой нет. Девушка – сестра Ивана Расторгуева...» Я думаю: «Господи, ну какая мне разница?! Я поеду на Алтай!»
Все, что происходило здесь во время съемок, мне было очень интересно. Но самое интересное было наблюдать за Василием Макаровичем. Как он уставал, как нервничал, если что-то не получалось. Как он хотел, чтобы каждый из съемочной группы понимал, про что он снимает фильм.
Однажды на закате я стояла у околицы. Шукшин подошел ко мне: «Ну что, маленькая? Загрустила?» Отвечаю: «Грустно, Василий Макарович!» А он: «Да, когда солнце садится, всегда грустно». Постоял рядом со мной: «Ну-ну, маленькая...» Я потом прибежала к своим: «Со мной Василий Макарович разговаривал, я правду говорю!» – «Да ты что?!» Мы его уважали сильно, не панибратствовали, с пиететом относились. И мне кажется, что здесь, на родине, может быть, не до конца понимали, что такое Шукшин. Он приехал на родную землю снимать очень важную для него картину. Ее надо очень внимательно смотреть – там много о нас с вами сказано, там его думы о народе, о крестьянстве. Потом я еще приезжала на Алтай через десять лет, здесь снимались «Праздники детства». Мы с Геночкой (Геннадием Ворониным. – Прим, авт.) моим поженились – он умер год назад. Он был режиссером, актером, сценаристом, снимал на Алтае картину «Два берега». Видите, моя жизнь завязана на Алтае – поэтому я поздравляю с этим праздником души вас и себя тоже. Может, эти воспоминания дороги только мне, но мне хотелось поделиться ими с вами, мои дорогие.
После этих слов Ольга Бокова попросила почтить память всех причастных к съемкам «Печек-лавочек» минутой молчания – за сорок лет случилось немало утрат...
А потом праздник продолжился. На сцену выходили ансамбли и солисты, певцы и музыканты, ветераны и малыши. Публика хлопала в такт, и ноги сами пускались в пляс, когда на сцене появлялись казаки из тюменской «Воли» или тобольской «Вольницы», самодеятельные артисты из Бийского, Красногорского, Советского районов. Подлинным открытием для многих гостей стал великолепный фольклорный ансамбль «Сиберия» из Усть-Коксинского района Республики Алтай. После концерта народ ждал открытия кинотеатра на свежем воздухе. В нём гости смотрели под березами и звездами «Печки-лавочки» на большом экране. И узнавали отцов и матерей, друзей и соседей и себя самих в черно-белой картине...
После фестиваля в селе все его гости и участники были единодушны: давно не случалось такого праздника – задушевного, доброго, семейного, без официальных речей и стандартных приветствий-пожеланий. И все сошлись во мнении: фестиваль в селе Шульгин Лог должен стать ежегодным, оставшись таким же истинно народным. Хотелось бы верить, что также воплотится идея, которую Ольга Бокова вынашивает уж не первый год: появится в селе дом Ивана Расторгуева. А может быть, в одной усадьбе будут с ним и банька, и музей одного фильма – существуют же музеи одной картины... Уж шульгинцы не подкачают – в экспонатах недостатка не случится.
Калейдоскоп событий
Во Всероссийском мемориальном музее-заповеднике В. М. Шукшина в Сростках в субботу случилось немало событий. В то время как на Пикете проходила репетиция программы заключительного дня праздника, туда, на самую вершину горы, долетали песни, звучавшие на традиционном фестивале, – им было тесно на переполненном стадионе. А на главной улице села открылась «Улица мастеров». Изделия из бисера и бересты, дерева и лозы, украшения, игрушки и вязаные вещи – чего там только не было!
На «Улице мастеров» можно было увидеть работы двух предпринимателей из Солонешенского района, открывших свое дело при поддержке краевой службы занятости: Ирина Кугейникова привезла мыла ручной работы, а Василий Мокраусов – изделия из лозы. У стенда с работами Натальи Петровой из Змеиногорска останавливались многие: оказывается, в городе каменных дел мастеров и рисуют на камне! «Иногда роспись минимальна, – поделилась секретом Наталья. – За меня уже все сделала природа – так красив бывает камень на спиле». Московский художник уроженец алтайской земли Юрий Капустин каждое лето приезжает в Сростки. Он обучает местных ребят гончарному делу. В этот раз на «Улице мастеров» представила свои работы его ученица, тринадцатилетняя Настя Лыбина.
В музее же открыли новую литературную экспозицию. Перед гостями выступила директор музея-заповедника.
– Новую экспозицию мы готовили последние два года, – рассказала Лидия Чуднова. – Она создана на основе фондового собрания музея, собранного за 34 года. Мы рассматриваем выставку как возвращение нашего земляка на родину. В своих последних интервью Шукшин говорил: «Я вернусь на родину навсегда...». И он вернулся.
Первый зал экспозиции называется «Мир Шукшина: земля и люди». Здесь гости могут познакомиться с прототипами героев произведений Василия Макаровича, увидеть картины его троюродного брата Ивана Попова и документы по истории села. Творчеству Шукшина теперь посвящены два зала музея: первый – учебе и началу пути актера, режиссера и писателя, второй – последним пяти годам его жизни.
– В это время жизнь Василия Шукшина до предела наполнена работой, – констатировала Лидия Чуднова. – Он снимает два своих культовых фильма – «Печки-лавочки» и «Калина красная», издает три сборника. Сквозной темой зала проходит тема Степана Разина.
Также на выставке можно узнать об истории Шукшинских чтений и кинофестиваля, о книгах, изданных на Алтае. В новой экспозиции появились экспонаты, хранившиеся раньше в запасниках, – документы из архивов Госфильмофонда и киностудии «Мосфильм». Многих удивят уникальные предметы – рукопись романа «Любавины», письма Василия Макаровича и книги из его личной библиотеки. В залах музея установлены плазменные панели для демонстрации кинофильмов Шукшина. Есть теперь и два сенсорных киоска, благодаря которым можно совершить виртуальное путешествие по мемориальному комплексу. Над дизайнерским оформлением новой экспозиции работали доцент Института архитектуры и дизайна технического университета Юлия Раменская и преподаватель Мария Петрова.
Праздник в Сростках длился дотемна. Гости удивлялись мужеству участников «Шукшинских верст», бегунов всех возрастов, в сильную жару наматывавших круги по селу. Перед зданием бывшей школы по традиции проходил фестиваль «Театральная околица». В нем приняли участие четыре театральных коллектива и двенадцать чтецов, которые представляли Москву, Бийск, Барнаул, Бийский и Советский районы, Кемеровскую область и Красноярский край.
– Очень хотелось, чтобы, приезжая на такие мероприятия, я видела не формальное исполнение произведений Василия Макаровича, а, скажем, вторые «Печки-лавочки» или «Живет такой парень». Вот этот уровень хочется видеть, – сказала член жюри Ольга Васильевна Шукшина.
И в какой уж раз на поляне звучали «Чудики» и «Простые люди», отрывки из «Калины красной» и «Из детских лет Ивана Попова»...
«Родина – это серьёзно» Программа последнего фестивального дня в Сростках включала традиционное посещение гостями Шукшинских дней мемориального музея-заповедника, осовремененного и совершенно преобразившегося внутри, и подъем на Пикет.
Главный хранитель музея Светлана Лабутина рассказала участникам кинофестиваля о том, как собирались по всему Бийскому району крашенные черной краской парты для школьного класса, а также за какой именно сидел Шукшин, когда учился в школе (актер Юрий Назаров потерпел неудачу, попытавшись втиснуться за парту для первоклашек), и какие оценки получал. Но если «классная комната» для гостей – скорее своеобразный аттракцион, то материалы других залов, особенно посвященные учебе Шукшина во ВГИКе и кинематографической деятельности, вызвали сильнейший интерес. Гости, в частности, смогли опознать подпись под одним из представленных документов и, вполне вероятно, в результате экскурсии несколько дополнили знания сотрудников музея.
Практически одновременно с кинематографистами в музей прибыла большая делегация Республики Чувашия, которая приехала на Алтай для подписания соглашения о сотрудничестве с муниципальными образованиями края. Несмотря на сугубо деловую окраску этого визита, представители региона смогли побывать и на Пикете, в музее с восторгом фотографировались в том самом шукшинском классе. Позже глава делегации Станислав Николаев, исполнительный директор Совета муниципальных образований республики, отметит, что теперь после посещения Сросток для многих его коллег книги Шукшина станут настольными, а подобные фестивали представляются ему очень важными, поскольку показывают, как развивается край.
О предстоящем восхождении на Пикет в это воскресенье думалось с трепетом, правда, по самой прозаической причине: обещали почти сорокаградусную жару, и уже ранним утром стало ясно, что прогнозы сбудутся. Однако на вершине горы были традиционная ярмарка и «Улица мастеров». А перед сценой уже заняли свои места слушатели, пусть и не в таком огромном, как в иные годы, но вполне внушительном количестве. Их мужество отмечали практически все, кто поднимался на сцену во время художественно-публицистической программы «Родина – это серьезно». Ее участники за те почти три часа, что она продлилась, снова и снова вспоминали фильм «Печки-лавочки», отдали дань уважения ушедшим из жизни актеру Алексею Ванину и сценаристу Геннадию Воронину, много пели, читали Шукшина и любимого им Есенина и под известным влиянием атмосферы Пикета хотели «исповедаться» – поговорить о сокровенном и важном.
Открывая официальную часть программы, губернатор Александр Карлин сказал, что в нынешнем году люди, объединенные общей идеей любви к творчеству Шукшина, уже в тридцать шестой раз собрались «на священной для нас горе Пикет».
– Я выражаю самую искреннюю признательность вам за то, что вы эти добрые и святые чувства несете в своем сердце, за то, что не иссякает поток на гору Пикет, а десятки тысяч людей ежегодно посещают мемориальный музей В. М. Шукшина.
Его личность и творчество сегодня имеют общенациональный и даже общепланетарный масштаб, и доказательство тому – высокие тиражи его произведений и неизменный интерес к фильмам, которые он создал и в которых снимался как актер.
Напомнив о совпадении нынешних чтений с 75-летием края и Годом истории, губернатор подчеркнул, что каждый, кто хоть немного знаком с творчеством нашего земляка, наверняка согласится, что оно исторично, однако нашу национальную историю Шукшин воспринимал не как собрание архивных документов, а как совокупность судеб – тех, кого он знал, о ком читал и слышал. Александр Карлин выразил признательность гостям фестиваля и подчеркнул, что жители края рады общаться с дочерью Василия Макаровича – Ольгой Васильевной. «Сегодня аномально жаркая погода. Все об этом знали, но здесь присутствуют тысячи людей. Это еще одно доказательство нашей любви и уважения к Шукшину».
Поклон и благодарность
Одним из самых ярких моментов программы на Пикете стало выступление гостя кинофестиваля Владимира Пивоварова. Ранее о нем говорили в основном как о каскадере, постановщике трюков и педагоге, а на Пикете он предстал в совершенно другой ипостаси, прочитав рассказ «Верую!» и сорвав настоящую овацию.
– Когда мы взбираемся на гору Пикет, в нашей душе, как в калейдоскопе, встает наша жизнь со всеми слабостями, печалями, радостями и мы как бы смотрим на себя со стороны, – сказал выступающий следом писатель Виктор Потанин, приглашенный на чтения в качестве первого лауреата Шукшинской литературной премии.
– Такой калейдоскоп творится и в моей душе: хочется быть лучше, писать лучше. Это огромная цель, но даже если ее достичь наполовину, ты уже достигаешь многого.
А литературный критик, публицист Владимир Куницын признался, что «шел на эту гору 38 лет», вспомнив, как смерть Шукшина в 1974 году буквально перевернула его собственную судьбу и как он под влиянием этого события написал первую критическую статью о творчестве писателя.
Дочь Шукшина Ольга, выйдя на сцену, призналась, что немало смущена:
– Здравствуйте, земляки, низкий поклон и глубокая благодарность за то, что вы здесь. Хочется найти очень глубокие слова. Сделать это одновременно и тяжело, потому что волнуюсь и в горле пересыхает, и очень просто. Эта земля, эта священная гора… она действительно дает силы, здесь свободно дышится! К сожалению; меня называют гостьей, но я понимаю, что для того чтобы стать здесь своей, надо много потрудиться – как отец нам всем завещал. И я даю честное слово, что буду трудиться и заработаю это право называться землячкой. Я хотела приехать и почувствовать свои корни, услышать предков, потому что отец говорил, что черпает здесь силы.
– У Василия Шукшина богом был народ. Он верил в человека с большой буквы, – объяснила Ольга Васильевна, – и хотел, чтобы простому человеку лучше жилось. Желаю такой же веры всем нам.
– Я буквально два дня здесь, но ощущение, что я целую другую жизнь прожила – такая переполненность!.. И воздух, и просторы, и люди удивительные! – сказала, обращаясь к зрителям, актриса Людмила Мальцева.
В заключение программы был объявлен фильм – победитель 14-го Всероссийского Шукшинского кинофестиваля «Нравственность есть правда»: картина «Дом ветра» режиссера Вячеслава Златопольского. Фильм рассказывает историю женщины, потерявшей взрослого сына и забравшей (а фактически укравшей) из больницы неизлечимо больного ребенка. Главную роль в нем сыграла Полина Кутепова. В отсутствие авторов фильма вазу из ревневской яшмы (копию знаменитой «Царицы ваз», изготовленную на Колыванском камнерезном заводе) передали Юрию Назарову. Он поблагодарил за приз от имени товарищей и пообещал: «Ей-богу, довезу». А завершился фестиваль возложением цветов к памятнику Шукшину на вершине горы.