Карпова Л. О литературе, кино и жизни // Алтайская правда. - 2010. - 24 июля
22 июля в Барнауле прошли первые мероприятия Всероссийского фестиваля "Шукшинские дни на Алтае-2010" - встреча с писателями-гостями чтений в краевой библиотеке имени В. Шишкова, открытие выставки "Стенька Разин для меня - вся жизнь" в Музее истории литературы, искусства и культуры Алтая и торжественное открытие XII Шукшинского кинофестиваля. На Алтай прибыли кинематографисты - народная артистка России Лариса Малеванная, заслуженный артист РФ Андрей Ташков, актриса Янина Лакоба, режиссеры Константин Одегов и Юрий Шиллер и актер Владимир Толоконников. А вчера у памятника Шукшину в краевом центре провели свои традиционные чтения представители алтайской литературы.
Шукшин как отправная точка
Ведущим "Литературного перекрестка" в "Шишковке" стал известный алтайский писатель и журналист Анатолий Кирилин, а среди зрителей было немало литераторов, художников и других деятелей культуры и искусства, которые в основном и задавали вопросы приезжим писателям. И если главного редактора журнала "Сибирские огни" Владимира Берязева (Новосибирск) у нас уже причисляют к "своим" людям, то произведения иркутянина Анатолия Байбородина и томича Владимира Костина (оба - лауреаты престижных литературных премий) были знакомы лишь немногим из присутствующих. Так что им пришлось сначала устроить нечто вроде самопрезентации и рассказать вкратце о своих воззрениях на некоторые проблемы культуры.
- В год 65-летия Победы мы посмотрели кадры фильма "Они сражались за Родину", но, я думаю, здесь не нужно особенно горячиться, вспоминая в этой связи Шукшина, - заметил вначале Анатолий Кирилин. - Потому что все герои Василия Макаровича - это то русское племя, которое пережило войну в коротких штанишках, которому предстояло потом вместе с уцелевшими отцами страну от войны восстанавливать. Вот это и будет то самое "победное" слово в нынешний юбилейный год.
Вообще, для писателей - гостей фестиваля личность самого Шукшина стала лишь своеобразной отправной точкой, от которой они отталкивались в размышлениях о судьбах русской культуры и современном состоянии литературного процесса. И размышления эти привели к довольно пессимистическому итогу. Например, Анатолий Байбородин зачитал небольшой, но поистине апокалиптический текст, написанный по случаю, в котором буквально "похоронил" всю классическую русскую культуру. Как противовес этому мрачному пророчеству прозвучало мнение Владимира Берязева, который рассказал, как ехал в Барнаул вместе с другим гостем Шукшинских дней, новосибирским режиссером Юрием Шиллером. И в споре о судьбах Отечества возложил большие надежды на поколение своих детей - тех, кому сегодня за двадцать пять.
Владимира Костина публике представили прежде всего как лауреата значимой Всероссийской премии "Большая книга" за сборник "Годовые кольца". Писатель рассказал о том, почему пришел в литературу довольно поздно, и о том, почему все-таки не мог ее миновать.
- Я двадцать лет преподавал русскую литературу, ту самую, любимую - Пушкина, Лермонтова, Гоголя - в Томском университете. А потом мне показалось, что время уходит, мне уже много лет... Однажды я понял: писать хочу, уже без этого не могу, но жизненного опыта мне катастрофически не хватает.
Потому в 90-е Владимир Костин подался в тележурналистику, пытался заниматься культурной антропологией, снимая передачи о староверах, Пушкине и родной Хакасии. Возвращаясь к фигуре главного героя этих чтений, Владимир Костин отметил, что больше любит новеллистические книги Шукшина.
- По целому ряду качеств я считаю Шукшина совершенно уникальным художником, достойным преклонения и вечной жизни в русской литературе. Это невероятная интенсивность творческой жизни, он не потратил ни секунды зря и просто. Когда надо - писал, когда надо - актерствовал или режиссировал, а между этим ударялся в страсти и все делал на полном накале. Он просто не мог опускаться ниже какого-то уровня, где кончаются творческие искры...
Подвиг Художника
Название выставки "Стенька Разин для меня - вся жизнь" исчерпывающе описывает роль этого легендарного образа в творчестве Шукшина. Сам же Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, по словам его директора Игоря Короткова, "начинался с фонда Василия Макаровича Шукшина" и на протяжении двадцати лет вел научно-исследовательскую, аналитическую и поисковую работу по воссозданию ключевых моментов в биографии писателя и кинематографиста.
Неудивительно, что в какой-то момент в центре внимания музейщиков оказалась история неснятого фильма о Степане Разине, о котором Шукшин так мечтал и к образу которого обращался в трех своих ипостасях: как писатель, драматург и режиссер.
- Образ Степана Разина для Василия Макаровича был очень дорог и ценен, - сказал на открытии выставки Игорь Коротков. - Шукшин много успел за 10-15 лет активной работы: написал два романа и более ста рассказов, снял четыре фильма как режиссер, у него сорок ролей в кино, несколько пьес для театра, публицистики - целая книга. Но главное, что он не успел - сделать фильм и запечатлеть в нем образ Степана Разина.
В экспозицию вошли документы, отражающие мытарства Шукшина с неснятой картиной: рекомендации киностудии имени Горького о необходимости доработки сценария, справки о переносе сроков съемок, а также несколько вариантов сценария в пожелтевших папках и черновики некоторых сцен.
Театральная судьба этого образа была более удачной. На выставке представлены афиша спектакля "Степан Разин" в театре имени Вахтангова (главную роль в нем сыграл Михаил Ульянов, он же осуществил инсценировку романа "Я пришел дать вам волю"), а также афиша спектакля Томского областного театра, фотографии из мюзикла (!) "Степан Разин" Одесского русского драматического театра, эскизы декораций краевого театра драмы и Молодежного театра Алтая. В создании театрального хронографа музею помогла Ирина Свободная, ведущий театровед Алтайского края.
Кстати, для посетителей выставки будет звучать голос Михаила Ульянова, который читает инсценировку романа "Я пришел дать вам волю" - она была сделана на радио.
А завершенность экспозиции придают поражающие своей экспрессией и виртуозным мастерством черно-белые иллюстрации к роману, которые в свое время сделал алтайский график Александр Дерявский.
Фестиваль "совестливого" кино
Открытие XII Всероссийского Шукшинского кинофестиваля, состоявшееся в театре драмы, запомнится шутками приглашенных кинозвезд и юмористическими замечаниями губернатора Александра Карлина, пообещавшего, если Министерство культуры и дальше будет игнорировать единственный за Уралом всероссийский кинофестиваль, сделать его международным и обратиться за помощью к ЮНЕСКО. Запомнится и явлением на сцене потрясающей Ларисы Малеванной, посвятившей Шукшину стихотворение Ольги Берггольц "Церковь "Дивная" в Угличе". Еще запомнится чрезвычайно эмоциональная, растерянная и трогательная речь актера Андрея Ташкова, который впервые приехал на Алтай - на малую родину своей матери актрисы Екатерины Савиновой. Отлично выстроенным сценарием вечера и пронзительными кадрами из фильма "Они сражались за Родину", в котором последнюю свою роль сыграл Шукшин: в год 65-летия Великой Победы военную тему не могли обойти вниманием.
- Кинофестиваль органично вписался в богатую программу Шукшинских дней на Алтае, хотя первоначально он возник как чисто зрительская инициатива, - отметил в своем приветственном слове Александр Карлин. - Если коротко определять это явление, я бы назвал его "фестиваль совестливого и душевного кино". Разные по формату работы попадали на фестиваль, но не было работ античеловеческих и бессовестных.
Затем губернатор пожелал гостям кинофестиваля содержательной творческой работы и плодотворных встреч со зрителями и объявил фестиваль открытым. По окончании торжественной церемонии зрители увидели первый фильм из конкурсной программы - пронзительную драму "Воробей" новосибирского режиссера Юрия Шиллера.
Сказано
Владимир Костин, писатель (о малой прозе Шукшина):
"Совершенно блистательна его культура характера. Он как никто умел сделать характер в три-четыре предложения - блестящая особенность. Его новеллы могут состоять из нескольких страниц, но при этом сказать так много, потому что ощущаешь в них живого совершенно человека.
Лариса Малеванная, народная артистка России:
"Обожаю Василия Макаровича Шукшина. Но хочу сказать о нем, как это ни странно, словами ленинградского поэта Ольги Берггольц. У нее есть стихи "Церковь "Дивная" в Угличе". Это стихи о красоте и о таланте. И о хрупкости таланта при его кажущейся силе. О том, как все это нужно беречь, если мы хотим сохранить себя как нацию, если мы хотим оставаться людьми".
Игорь Коротков, директор Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая:
"Сверхзадача и главный итог нашей выставки в том, чтобы вы представили, сколько значил для Шукшина образ Степана Разина. Очень чувствовалось их духовное родство, очень жаль, что не получился фильм, и радостно, что идут спектакли по произведениям Василия Макаровича. И радостно, что наш краевой театр драмы подумывает что-то сделать в этом направлении. Мы будем ждать этого с нетерпением".