Источник:
// Алтайская правда.- 1979.- 7 сент.- С.2.
Кондаков Г.
Счастливая полоса жизни
Home

В начале несколько строк из Леонида Мартынова: "Забываются не только названия улиц, но и старые очертания самих городов, и если перед тобой встает какой-нибудь барнаулец либо бийчанин былых годов - слушай и не перебивай его, повествования не прерывай обо всем, о чем помнят лишь А. Караваева или художница Е. Каравай..."

...В жаркий июньский день 1965 года Анна Александровна Караваева собиралась отдыхать на юг, была занята преддорожными хлопотами, но согласилась принять меня, узнав, что я с Алтая. И хотя беседа наша была непродолжительной, я как бы совершил путешествие вместе с писательницей в ее молодость, которая прошла на Алтае. Это время она назвала "счастливой полосой своей творческой жизни".

Анна Караваева свою литературную деятельность начала на Алтае. Выпускница историко-филологического факультета Высших женских (Бестужевских) курсов, куда была принята осенью 1913 года вне конкурса как медалистка, она стала преподавать русский язык и литературу в Барнауле.

Время было тревожное. Но уже властвовал дух созидания, строительства новой жизни.

А. Караваева пробует свои силы в литературе. В газете. "Красный Алтай" публикуются ее первые стихи, позже в Барнауле выходит сборник стихов "Чертополошье". В 1921 году в Барнауле выпускается альманах "Сноп", в котором появляется рассказ А. Караваевой "Под искрами". В последующие годы ею опубликованы повесть "Золотой клюв", романы "Лесозавод", "Огни", "Разбег", "Родной дом", многочисленные рассказы и очерки.

Первым крупным произведением А. Караваевой, посвященным Алтаю, стала повесть "Золотой клюв", написанная в 1925 году. Прежде чем создать историческую книгу, писательнице прошлось много и кропотливо поработать над материалами о тяжелом положении рабочих царских заводов во второй половине XVIII века.

Анна Александровна с волнением рассказывала мне о той поре, об истории создания повести: "Работала я с большим воодушевлением в барнаульском архиве. Там было много интересного материала. Перечитала все дела беглых рабочих, фамилии взяла из этих же дел".

Работая над повестью, А. Караваева не ограничилась только архивным материалом. Она совершила в 1923 году длительное путешествие по Горному Алтаю, познакомилась с теми местами, где искали убежища подневольные рабочие царских заводов. Автора "Золотого клюва" восхитил Горный Алтай: "Увидев воочию сказочно живописные пейзажи Алтая, его дивные альпийские луга, знакомясь с его народом, радушным и гостеприимным, я еще глубже поняла, с какой неодолимой силой влекли к себе закрепощенных рабочих царских заводов эти вольные горные места"

Судьба русских рабочих решается на образах бергалов, беглых рабочих - Сеньчи Кукорева. Марея Осипова, Евграфа Пыркина, крепостного Степана Шурьгина и других обездоленных людей, мечтавших построить новую жизнь, честную, свободную от притеснения и эксплуатации. С этой думой они убегают на вольные земли Горного Алтая. Беглецы начинают заниматься хозяйством, обзаводятся семьями. Но свободная жизнь продолжалась недолго. "Ложные поселяне" были схвачены и доставлены в Барнаул, где и погибли от шпицрутенов.

Стихийный протест одиночек не приносил желаемого результата. Это чувствует своим умным и многострадальным сердцем Марей, у которого от произвола местных властей погибли две дочери, сын и жена.

Повесть рассказывает не только о тяготах русских рабочих Колывано-Воскресенских заводов, но и о положении алтайского народа. На Алтае, который считался царской колонией, самоуправство русских чиновников было безграничным, коренное население фактически не имело никаких прав. Об этом с негодованием пишет Анна Караваева.

Писательнице удалось нарисовать запоминающиеся характеры алтайцев - старого Удыгая и его дочери Кырту. Образ Удыгая связан с проблематикой повести. Удыгай поет песню о "Золотом клюве", в которой выражена основная мысль произведения. "Золотой орел о двух головах" терзал не только алтайцев, но и русский народ.

По предложению редактора газеты "Красный Алтай" А. Караваева летом 1922 года едет в командировку "в лесозаводские места", где восстанавливали хозяйство "нередко просто из-под пепла, поднимали к жизни целые заводы". Материал, связанный с восстановлением лесной промышленности на Алтае, стал основой романа "Лесозавод". А. Караваева позже рассказывала: "Когда меня спрашивали, откуда все взялось, откуда все пошло, я отвечала: от газеты, от славной нашей газеты "Красный Алтай"!.. Не будь этой живой связи с ней, не было бы и романа".