Источник:
Барнаул. – 2003.– № 2. – С. 43–44.
Казаков В.Л.
ИСТОКИ ПАМЯТИ, ЛЮБВИ И ВДОХНОВЕНЬЯ...
К 65-летию Н.М. Черкасова
Home

Творческий путь Николая Черкасова, одного из одаренных и самобытных представителей поэтического цеха на Алтае второй половины XX века, оборвался, когда ему исполнилось всего лишь 55 лет. Нужно было так гореть, так ревностно работать на износ, столько пережить, перечувствовать и выстрадать, чтобы в крепко сбитом и мускулистом теле сердце не выдержало и перестало биться...

К тому времени получили заслуженное признание читателей и критики не только отдельные публикации на страницах коллективных сборников и прочих литературных изданий, но и его книги: «Отава» и «Ковыли», «Грани» и «Малая Родина», «Исток души» и «Простор полей».

Его стихам присущи выразительность и запоминаемость сравнений, образов, деталей; неприятие ложных и псевдопоэтических красивостей; кажущиеся грубоватость и простонародность языка; задушевность и напевность; уважительное отношение к привычным и обыденным приметам городского и сельского быта; озорство и ироничность, как, впрочем, и небоязнь быть нелицеприятным в своих оценках и суждениях об окружающей поэта и его лирического героя действительности.

Названия перечисленных книг Николая Черкасова определяли адрес истоков для любви, боли, памяти, забот и поисков своего голоса и лица. Конечно же, прежде всего истоками были село Панфилово с негромкой речкой Петушихой; детство и отрочество в военные и послевоенные годы; уклад и быт большой крестьянской семьи; понятная и близкая ребячьему сердцу красота соснового бора и березовых колков, заливных лугов и неоглядных полей. И вечно зовущая и манящая дорога. От села к селу и дальше, дальше, пусть даже в пугающую неизвестность, а значит, в город, где и предстояло повзрослеть, стать самостоятельным, для чего необходимо было решиться покинуть свою малую родину, чтобы в полной мере вкусить прелести житья в общежитиях, целинной романтики, армейских и заводских буден. Словом, все, как у большинства поэтов, родившихся в сельской глубинке, со школьных лет «заболевших» стихами, надеющихся на то, что встретится однажды известный и признанный Мастер, который заметит, поддержит и по достоинству оценит желание и стремление говорить в рифму. Для этого, естественно, нужно запастись не только терпением, но и уметь по-своему воспринимать окружающий мир, своим, а не заемным языком и не с чужого голоса говорить о том, что тебя радует и удивляет, чем полнятся твои душа и сердце. Потому и не случайно то, что именно начинающему поэту Коле Черкасову уготовано было судьбой встретиться с известным русским поэтом Василием Федоровым, отозвавшимся о его стихах из первой книжечки «Отава» (1966 г.) скупыми, но емкими словами:

«Здесь проявилось то благородное чувство душевной ответственности перед землей, перед людьми, без которого поэзия перестает существовать».

И хотя молодому автору перед столь незабываемой встречей довелось освоить профессии столяра и прессовщика, молотобойца, слесаря и инженера-нормировщика, а значит, предстать перед признанным Мастером не инфантильным пай-мальчиком, успевшим сменить деревенскую фуфайку на цивильный костюм, оценка Учителя явились благословением и советом, о чем писать и как писать. Слова одобрения и поддержки большого и профессионального поэта упали на благодатную почву. Более того, во всех последующих книгах Николая Черкасова любовь к земле, к судьбе и красоте своей малой родины, к нелегкой жизни своих односельчан и впредь останется основным лейтмотивом и своеобразным камертоном в большинстве его откровений и признаний.

Не потому ли еще полюбилась и не забывается второй десяток лет одна из лучших песен, созданных Николаем Черкасовым и Михаилом Стариковым, - «Грустит село по городу... а город по селу». Предлагаемая подборка и для знавших творчество поэта при его жизни, и для тех, кому впервые представится возможность познакомиться с его поэтическим наследием, станут, убежден, не только откровением, но и обретением душевной чистоты, тепла и умиротворенности, ненавязчивым напоминанием о том, кто мы есть и откуда.

А каков был при жизни Николай Михайлович, каким он остался и остается в памяти любивших и близко знавших его, можно узнать из его книги «Избранное. Стихи. Поэма» (Барнаул, 2003 г.), ибо стихи в ней и есть достоверные и красноречивые факты его творческой и человеческой биографии.