Источник:
// Алтай.-1994.- № 2.- С.148-149.
Серебряный В.
Пришелся по душе Алтай
Home

Имя этого писателя широко известно во всем мире. Общий тираж его книг в разных странах уже лет 10-15 назад перевалил за 40 миллионов экземпляров, но спрос на них не убывает, их печатают еще и еще. Думается, так будет всегда. Право же, не меньше, чем нужен букварь всем, кто начинает осваивать грамоту, книжки Виталия Бианки нужны всем, кто вступает в общение с живой природой. Ведь "растения и животные, леса и горы, и моря, ветра, дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами" - понимал Виталий Валентинович и учил нас слышать эти голоса.

Родился Бианки в Петербурге, там провел большую часть жизни, но особые отношения были у него с Алтаем. До сих пор, кто жив, помнят его увлекательные уроки в начале двадцатых в "Алтайском народном университете" в Бийске. Воспоминания тех учеников можно прочесть в Бийском краеведческом музее, носящем имя Виталия Бианки, так как в создании этого музея самое активное участие принимал молодой зоолог, будущий писатель. В Бийске Виталий Валентинович и счастливо женился на молодой учительнице французского Вере Николаевне Клюжевой - дочери приехавшего сюда из Самары врача. Здесь были увлекательные литературные вечера, трудные и яркие экспедиции в Горный Алтай.

В дневнике Виталия Валентиновича через много лет об этом времени написано: "Грязный городишко на мощной реке - и вдали - как мачты - горы. Школьные литературные интересы и люди. И надо всем - юность, уже зрелая, но еще полная сил и надежд. Размах был - во всю вселенную..." И признавался в одном из писем уже в предпоследний год своей жизни: "...Какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришелся по душе мне... Это - Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там четыре года - и до сих пор вспоминаю это время, как чудесный сон".

Содержание написанного Виталием Бианки можно определить краткой формулой: тонкости бытия и характеров всего живого. И впишутся сюда и полдневная тишина над морем, и прощальный трубный крик лебедя, и вздох нерпы, и следы на снегу, и хитрость лисы, и воинственность выросшего с собакой зайца… Но монолитность такого построения будет только кажущейся. Как и сама природа, творчество Бианки многогранно и... неоднородно, что ли. Иначе, видимо, и не могло быть, когда пишущий - человек и с ружьем, и с биноклем. Иногда он бывает жесток, почти натуралистичен (скажем, когда повествует о встрече человека и горного барана на узкой каменной тропе над пропастью или о братьях-охотниках, готовых пристрелить любимую и необходимую промысловую собаку, чтоб не досталась грабителю, - кстати, оба рассказа - "Бун" и "Последний выстрел" - на алтайском материале), в большинстве случаев - любовно внимателен к особенностям любого существа вплоть до мухи; нередко его интересуют проблемы общения человека и животного, а то и нравственная основа взаимоотношений, скажем, в собачьей стае (остросюжетная повесть "Карабаш"); часто поведение животного деликатно ставится в пример и научение людям - обычно детям... Следует, однако, заметить, что случаи "жестких" решений и вообще проповедь человечности на фоне охотничьей практики в какой-то мере искупаются или художественно оправдываются просто правдой жизни, в которой это необходимо, и риском, которому подвергается сам охотник. Например, в "рассказе ворошиловского стрелка" "Джульбарс" надежно подготовленный, неотвратимый расстрел красавца-тигра, во-первых, только по случайности не завершается гибелью самого охотника, а во-вторых, явно по замыслу автора, читатель сочувственно любуется таким страшным и опасным созданием природы, как этот могучий тигр. И совсем уж все ясно становится с этим автором, когда он откровенно "подставляет" рассказчика в очаровательной миниатюре "Тигр-пятиполосик" под рубрикой "Кто кого воспитал".