Источник:
Материалы переданы автором
Тихонов В.Е.
ОН ВЕРЕН МУЗЫКЕ И АЛТАЮ
Интервью с В.Н. Бакитко
Home

У этого замечательного человека 21 мая сего года юбилей – 55 житейских лет. И у него же (тоже, кстати, в мае) профессиональный юбилей – 35 лет творческой деятельности. Двойной повод повстречаться и поговорить – расспросить о жизни и о творчестве.

 

- Владимир Николаевич, девять лет минуло после нашей последней (официальной) беседы - это было интервью для газеты «Алтайская правда» (29. 03. 1997), сразу же после вручения вам премии Демидовского фонда в номинации «Исполнительское искусство». Что вам за эти девять лет удалось совершить в жизни, достичь в творчестве?..

- Главным считаю то, что я еще больше полюбил балалайку и профессию артиста. Мне удается продолжать свою творческую деятельность – я активно выступаю с концертами в городах и райцентрах родного Алтайского края. Радует, что меня ждут и всегда доброжелательно встречают сельчане и горожане, трудовые и студенческие коллективы, а также большие аудитории на различных форумах – Дни городов, профессиональные праздники, Шукшинские чтения, культурно-спортивный праздник в Верх-Обском

Радует осознание того, что я не растерялся и сумел состояться как эстрадный артист и в гастрольных сольных концертах. Тут я пошел в ногу со временем: записал себе минусовки – и с баяном, и с оркестром – для проведения сольных концертов. Раньше я работал с кем-то – с баянистом, гитаристом, оркестром… Сейчас один. Это дает мне возможность полнее реализовывать себя в творческом плане, позволяет быть мобильнее, активнее… С удовлетворением отметил для себя, что моя программа востребована – и полными залами, и официальными отзывами.

- А есть ли у артиста Владимира Бакитко какие-то официальные достижения – новые премии, звания?

- Вы о регалиях спрашиваете?..  Но и те, что были мне даны до марта 1997 года надо подтверждать, постоянно самосовершенствуясь в профессии. Я по-прежнему работаю как балалаечник и как артист разговорного жанра – сам веду свои концерты, продолжая пропаганду русского народного музыкального инструмента – балалайки. Надеюсь, что мне это удается. И удается, замечу, несмотря на то, что в обществе интерес к ней словно игнорируется: в радиоэфире и по ТВ балалайка очень редко звучит. Это правда. Меня, например, не приглашают на записи программ. Я не жалуюсь, лишь констатирую факт. Теперь понятно – почему мне не легко вести самостоятельную концертную деятельность? У меня нет никакой поддержки…

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что на одну регалию у меня стало больше – пять лет назад  удостоили звания заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества. Когда мне его присуждали, я вспомнил свое самое первое звание – отличника культурного шефства над селом, которое мне присвоили в 1983 году по линии министерства культуры ЦК профсоюзов работников культуры СССР.  Между двумя званиями находятся другие мои звания - лауреат премии Ленинского комсомола Алтая, Заслуженный артист Российской федерации, лауреат премии Демидовского фонда, дипломант ряда конкурсов.

- Итак, главное для вас – концертная деятельность. Чем вы « берёте» своих слушателей-зрителей? Они пришли, время свое потратили, внимание артисту уделили…

- Да, у меня именно слушатели-зрители. А вот на этот вопрос пусть бы ответили мои слушатели-зрители. Всегда очень стараюсь. Обо всех своих приемах я не скажу – это много времени и места в тексте интервью займет. Ну и, конечно, есть некоторые секреты.

Всегда стараюсь делать всё возможное, чтобы людям на моих концертах было интересно. Программа, которую я работаю, рассчитана не только на музыкально образованных людей, но и на музыкально внимательных или музыкально заинтересованных, если можно так выразиться. Моя цель – пропаганда балалайки как русского народного музыкального инструмента. Я делаю это в доступных формах: частушки и куплеты исполняю, юмористические рассказы читаю и даже анекдоты рассказываю.

- Продвигая, развлекаете?

- Да. Вряд ли мои слушатели-зрители замечают, что я их просвещаю, продвигаю. Они замечают и запоминают другое – огромные музыкальные возможности балалайки, а также её большой репертуарный диапазон.

Ко мне однажды подошли иностранцы и попросили продемонстрировать несколько приёмов специально для них. Я начал: очень сложные и разнообразные мелодии наигрывал - то под ногой, то за головой, то за спиной!.. Они смотрели, смотрели и говорят мне через переводчика: «У вас магнитофон в балалайку вмонтирован!..». Тогда я предложил им осмотреть. Ох они её и крутили, вертели!..

Похожие проверки мне иногда устраивают и земляки (смеётся - В. Т.), на что я, конечно, нисколько не обижаюсь – меня это радует.

Виртуозность игры помогает мне общаться с аудиторией – на вопросы отвечать, об истории балалайки рассказывать, например, о фуроре, который в 1888 году произвел в Париже на всемирной выставке оркестр балалаечников под управлением Василия Андреева – именно виртуозной игрой и богатым репертуаром, а не экзотичностью музыкального инструмента.

Кажется, люди в недоумении: то ли Бакитко музыкант, то ли мастер разговорного жанра? Одно они ясно видят – я очень люблю балалайку.

- Сколько лет вы отдали концертно-пропагандистской стезе?

- Я с 1971 года на профессиональной сцене – 35 лет. Хотя на балалайке играл еще до музыкальной школы. А так… Получается, что 21 мая я могу отметить житейское 55-летие и творческое 35-летие.

- Владимир Николаевич, мы – жители Алтайского края – считаем вас своим земляком, а ведь вы родились в Кемеровской области. Так вы -  кемеровский или алтайский?

- Я себя считаю земляком всех жителей Алтайского края. Так же вел себя и наш известный поэт Геннадий Панов: он родился в Новокузнецке, но вся его жизнь прошла в Алтайском крае. А я в Алтайском крае живу с 1966 года. Вот - ещё один юбилей открылся - 40-летие моей жизни в Алтайском крае! В Кемеровскую область я выезжал два раза в год – в гости к родителям, когда они были живы, Царство им небесное.

С удовольствие повторю в адрес Алтая:

Здесь мой причал и здесь мои друзья –

Всё без чего на свете жить нельзя.

Здесь у меня все жизненные – житейские и творческие – корни: получил образование, женился и в определённом смысле состоялся.

- Расскажите, пожалуйста, отличается ли ваше общение на концертах с сельчанами и горожанами?

- Отличия незначительные. Главное для меня – показать максимальные возможности балалайки, её универсальность и в приёмах, и в репертуаре. Может быть, для сельчан чуть больше частушек исполняю, а для горожан чуть больше анекдотов рассказываю. Точно не могу сказать. Но всегда включаю в свои концерты юмор – не только частушки и анекдоты, но и случаи из жизни рассказываю, короткие юмористические рассказы читаю… Я это всё как-то дозирую, выстраиваю…

Всегда стремлюсь к тому, чтобы вовлечь своих слушателей-зрителей в общение. И очень радуюсь, когда это удается. Бывает ведь и так: пришел человек на концерт и сел «нога на ногу», мол, давайте, развлекайте меня.

- Вы за активное общение?

- Да. Тут-то я и конкурсы устраиваю!.. Такой стиль даёт значительную эмоциональную разрядку моим зрителям-слушателям. Не играть же мне весь концерт лишь популярные мелодии... А уж после развлекательного блока, я могу выдать полноценный блок музыкальных номеров. Всегда стараюсь, чтобы мои концерты были развлекательно-познавательными с музыкально-пропагандистским уклоном. Я же вижу, что не всегда зритель сам приходит – кто-то по чьей-то рекомендации или по просьбе, по настоянию… Артисту нельзя терять ни одного слушателя-зрителя.

- Спасибо. Ход ваших концертов понятен - очень сложная технология со множеством экспромтов.  Я знаю,  что вас долго не отпускают со сцены, а когда вы всё-таки уходите, то люди долго не расходятся – обсуждают ваше выступление, делятся мнениями… Я в этом году буду в двадцатый раз на Шукшинских чтениях. Так вот, сидя перед сценой на Пикете, я не раз слышал как люди говорили: «Что-то Бакитко нынче нет (не было)». От кого или от чего зависит ваше выступление  на Пикете?

- Спасибо за вопрос. Мне почему-то всегда сложно попасть в число выступающих на Пикете – в главный день Шукшинских чтений. Выступал я там пять-шесть раз, а ведь в этом году чтения пройдут в тридцатый раз! Приглашений я никогда не получал. Просто после моей инициативы мне разрешали выступить с номером. Я обычно еще в феврале-марте интересуюсь организацией выступлений, но мне говорят, что, мол, ещё рано, а в мае-июне говорят, что репертуар уже свёрстан…

- Что для вас значит выступление на Пикете?

- Я очень трепетно отношусь к личности и творчеству Шукшина, поэтому выступление на Пикете для меня очень много значит. Дело не в том, что выступить на Пикете – это выход сразу на многотысячную аудиторию. Причина моего стремления выступить там и тогда в том, что Василий Макарович очень любил балалайку. Это видно  по всему его творчеству! Смею утверждать, что Шукшин и балалайка неразделимы. Ни о каком другом музыкальном инструменте не могу так сказать. Вот почему я уверен, что балалайка обязательно должна звучать на Шукшинских чтениях.  Многие музыкальные жанры задействованы в концертной составляющей чтений, которые можно оспаривать или принимать, но балалайку нельзя исключать.

- Как вы относитесь к тому, что там очень активно задействована художественная самодеятельность?

- Я «за» их участие в Шукшинских чтениях. Потому что часто именно в художественной самодеятельности открываются и развиваются многие таланты. Я сам родом из художественной самодеятельности: ещё до музыкальной школы играл на балалайке, а потом, уже учась в музыкальной школе, играл в любительском оркестре русских народных инструментов при Доме культуры.

Конечно, лучшие коллективы художественной самодеятельности должны участвовать в Шукшинских чтениях. При этом я согласен с теми, кто считает, что как раз в этом направлении есть перебор – порой всё очень напоминает сплошной фольклорный концерт, а ведь главное – именно чтения.

Может быть, причина в том, что профессиональным артистам за выступления надо платить приличные гонорары?.. Но я в Сростки приезжаю сам, ночую у своих друзей. И выступаю на Пикете.

- Владимир Николаевич, помните у Есенина: «Всякий труд благослови удача:/ Рыбаку – чтоб с рыбой невода,/ Пахарю – чтоб плуг его и кляча добывали хлеба на года…».

 Я много раз видел как вы раздавали автографы на Пикете и фотографировались там с теми, кто просил вас – «на память».

- Да, меня узнают, просят автографы и разрешения сфотографироваться. Это правда. Ещё меня часто спрашивают: где можно купить ваш компакт-диск? А у меня не было ни магнитоальбома, ни компакт-диска. Надеюсь, что в этом году диск выйдет – обещали помочь заинтересованные люди. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!..

- Хорошая новость для ваших поклонников. Расскажите, пожалуйста, о географии ваших гастролей.

- С 1971 года я побывал с концертами во многих странах мира и во многих городах нашей страны, также много раз выступал в каждом районе и городе нашего края.

- Это всё – большой плюс!..

- Думаю, что самый большой плюс в том, что я никуда не уехал с Алтая, хотя приглашали в Кемерово и в Красноярск, предлагая не только квартиру, но и большие возможности для концертной деятельности. Я отказывался. Я остался на Алтае. Я люблю Алтай. Я верен Алтаю.

- Вас редко увидишь по ТВ, услышишь по радио… И всё-таки вас знают.

- Знают. Может быть, потому и не приглашают – в краевые эфиры, в концерты, с концертами?.. Мол, ты и так известен! Я недавно разговаривал с заслуженным артистом России, актёром краевого театра музыкальной комедии Юрием Кашиным. И он, в частности, сказал, что  последнее время его очень мало задействуют в спектаклях театра…

Увы, меня, как и многих других наших музыкантов, редко приглашают на радио и ТВ. Эту тенденцию я называю кроссвордом, который никак не могу разгадать.

И со званиями в нашей сфере есть загадки. Смотрите: есть коллективы художественной самодеятельности со званиями народных, но профессионалам звания народных артистов редко дают.

- Может быть,  потому, что вы не выступаете (или редко выступаете) на больших концертах, посвящённых профессиональным праздникам – на Дне работников промышленности или сельского хозяйства?..

- Я туда часто напрашиваюсь, но мне по непонятным причинам отказывают. И всё же я работаю на подобных – народных – концертах: Дни городов и  райцентров края… Сейчас, например, надеюсь, что меня пригласят на юбилей Змеиногорска, который будет отмечаться в августе.

- Владимир Николаевич, позвольте задать вам  меркантильный вопрос: насколько у вашей концертной деятельности коммерческий характер?

- Любой труд должен достойно оплачиваться – артиста, строителя, врача, хлебороба, писателя, учителя… В конце концов мы все за всё всегда платим – за обслуживание в различных ателье и за пользование общественным транспортом, за товары и продукты в магазинах… Поэтому, если меня, например, лишить гонорара, то у меня не будет не только возможности творчески развиваться, но и не будет элементарной уверенности в завтрашнем дне. Моя работа – мои концерты. А это немалые затраты на репетиции и поездки, костюмы и инструменты… Я уж не говорю о расширении репертуара, о настроении… Понятно, что я не могу выступать безгонорарно. Тут замечу, что за всю свою творческую деятельность я дал 1027 шефских концертов, то есть абсолютно бесплатно работал концерты.

- Что вы считаете главным в своей жизни?

- Во-первых, здоровье и достаток моей семьи. Во-вторых, удачные выступления на концертах. В-третьих… В-третьих, всё это и многое другое взаимосвязано. Главное также - быть в хорошей творческой форме ради полноценного общения со слушателями-зрителями. Их радость и удовлетворение – это и мои радость и удовлетворение. Ради этого хочется жить. Конечно, редко бывает состояние, когда я доволен абсолютно всем - всегда вижу и ошибки собственные, и недоделки, и просчёты… Но стараюсь расти. Программа у меня в общем-то одна, но ни один мой концерт не похож на другой.

- Владимир Бакитко – это не проект, собственный или чей-то. Владимир Бакитко – это активная концертная деятельность талантливого артиста и музыканта. Осмелюсь сказать, что Владимир Бакитко – это музыкальный бренд Алтайского края.

- Спасибо за такие характеристики.

- Вот именно - это не комплимент, а характеристики, отзывы и не только мои, а многих тысяч людей, знакомых с вашим ярким – праздничным! –творчеством. И всё же «сарафанного радио» для вашей активной творческой – концертной – деятельности  мало. Дело даже не столько в конкуренции в мире эстрады, сколько в должном внимании общества и к вам, и к вашим коллегам, и вообще к настоящим творческим личностям, которым весьма  активно противостоит массовая культура – песни на трёх аккордах со словами, рифмующими всякие «муси-пуси»… Я недавно видел молодую маму, которая шла и напевала своему малышу в коляске: «Чёрный бумер, чёрный бумер…». А в чём смысл, например, такой песенки: «Подари мне то, что хочу я видеть. Подари мне то, что мне нравится. И тогда мы станем намного ближе. И тебе понравится»?.. И всё это прелестно подаётся, безгранично раскручивается – подобные ротации в радио и телеэфире просто зашкаливают!..

Извините, я увлёкся. Смысл же моих утверждений в том, что настоящее искусство надо не только вербально, а по-настоящему поддерживать – финансово, в СМИ и так далее.

У вас никакого пиара не было и нет. На что, на кого вы надеетесь? Кто, что вам помогает в организации концертной деятельности?

- Мне помогает любовь – любовь к профессии артиста, любовь к балалайке, любовь к нашим людям… Порой бывают минуты отчаяния… Но вера и надежда возвращают меня к любви. Я верю и надеюсь (и не сижу, «сложа руки»!), что скоро жить нам всем станет лучше - легче, интереснее, что подлинное творчество будет по-настоящему востребовано.

- Владимир Николаевич, чем вам памятен этот – 2006-й – год? Каков канун вашего двойного юбилея: житейского 55-летия и творческого 35-летия?

- С удовольствием отвечу на этот вопрос. Тем, что в этом году я стал дедом! Дочь подарила мне внука – Андрея Ивановича! Он любит балалайку, ритмичные танцы, а ещё любит раскланиваться – как артист на сцене!..

- Вот вам и новое звание – деда!

- Я очень рад этому званию, горжусь им!

- Что пожелаете себе на будущее?

- Пожелаю себе получить возможность репетировать в собственном репетиционном кабинете. Был у меня такой когда-то – в нашей краевой филармонии, которая сейчас на капитальном (долгостройном, увы) ремонте. Надеюсь, что мне, может быть, отведут там такой кабинет. Есть же, например, у наших художников мастерские. Я очень рад за них. А пока мне трудно репетировать – играть и петь – в домашних условиях. Тут особо не разыграешься, не распоёшься. 

А ещё  я пожелаю и нашим писателям получать государственную поддержку в виде улучшения жилищных условий до такой степени, чтобы у каждого был кабинет с рабочим столом!..

-  Тут я вспоминаю февраль 1995 года, когда от администрации Барнаула в торжественной обстановке двадцати художникам и архитекторам Барнаула глава вручил ордера на квартиры с мастерскими!.. Архитекторы и художники, как видим, в долгу не остались – проектируют новые здания великолепной архитектуры, открывают новые выставочные залы с чередой замечательных экспозиций!..  Что ещё пожелаете себе?

- Да я в этой беседе уже много себе и пожелал, и загадал, и намечтал. Дай Бог, сбыться всему этому.

- Владимир Николаевич, счастья вам настоящего, здоровья крепкого, успехов больших! С юбилеями вас!

- Спасибо.

Журнал «Барнаул» № 2, 2006 г.