Источник:
Алтай. – 1961. – № 17. – С. 140–141.
Ореховский А.
И ЦЕЛИНОЙ, И ТОРНЫМИ ТРОПАМИ
О творчестве П.Н. Старцева
Home

В первом сборнике «Черемушка» Петр Старцев выступает более зрелым художником по сравнению с В. Омельченко. Его рассказы согреты глубоким лиризмом, особой чуткостью к человеческим судьбам.

В рассказе «Черемушка» с большим проникновением и убедительностью нарисованы Андрей и Даша.

В образе Андрея автор уловил черты народного умельца. Он кузнец, талантливый гармонист, смелый борец за новую жизнь. Любовь Андрея полна драматизма...

Показывая трудные судьбы своих героев, Петр Старцев умело привлекает художественные детали пейзажа для создания настроения. Картины весны, буйного цветения черемухи — лейтмотивом проходят через рассказ, окрашивают его тихой грустью, человечностью. «Черемуха цветет только весной...». Надо вовремя найти в себе силы бороться за свою любовь, счастье.

Искренней, цельной натурой предстает Даша Колосова, до конца своих дней сохранившая большое чувство к любимому человеку.

Свежо, естественно ведется повествование в рассказе. Уже первые строки вызывают живой интерес к рассказчику.

«Сойдет снег, зазеленеют полянки, зацветет черемуха, и мы говорим: снова весна. И нам, людям осеннего возраста, припомнится своя весна. Далекая, но не забытая, она впорхнет в сердце, растопит ледок времени, вызовет вздох... В такие минуты хочется побыть одному, где-нибудь у реки, под ветвями ивы: в тишине ярче вспоминается прошлое»...

Теме Великой Отечественной войны посвящены рассказы «В подвале», «Крещение», «Последний рейс»

Говоря о связи рассказа с проблемами сегодняшнего дня, нельзя требовать от автора обращения только к ближайшим событиям. Петр Старцев в новелле «В подвале», подчеркивая необходимость братства людей труда, раскрывает эту актуальную тему на материале Великой Отечественной войны, раскрывает ее жизненно и убедительно. Но можно писать о героях-современниках, и писать так, что читатель с трудом будет видеть в изображенных образах живых людей. И это более опасный путь: читатель отвернется от такого писателя...

Характерно, что в новелле «В подвале» события не заслоняют самих участников. Живыми видишь ее героев. Это рассудительный кремневый сержант Кряжев, порывистый разведчик Аразов, растерянный, подавленный происходящим, немецкий солдат Вилли Герман. Судьба свела их во время бомбежки в бетонированном немецком подвале. Тщетны попытки выбраться из этой ловушки. Но коммунист Кряжев не падает духом. Он сумел сплотить этих людей в маленький коллектив. Обладая незаурядной волей, он сдерживает чрезмерно горячего Аразова от необдуманных действий, находит ключи к немцу Вилли Герману, обманутому фашистской пропагандой. Мало того, что он пробудил мысли Вилли, но и сделал его своим союзником в борьбе с фашизмом. И в этом глубокое жизненное звучание произведения.

Автор назвал эту новеллу повестью. В этом есть, конечно, свой смысл. Действительно, в начале ведется эпически спокойное повествование, характерное для более широкого полотна, чем рассказ. Но затем — в соответствии с сюжетом — сужаются рамки произведения и, в силу недостаточной литературной опытности, автор не может найти существенных жизненных мотивировок, чтобы более полно и ярко изобразить своих героев. Это сказалось на произведении — в поступки Вилли не всегда веришь. О его мучительных раздумьях, поисках правды, прозрении нужно было рассказать более драматично и психологически основательнее...

Другой теме посвящены рассказы Петра Старцева «На перекате», «Ревность». В них нарисованы люди, которые оторвались от общественно-полезного труда. Эти воровски промышляющие ловкачи, обкрадывают прежде всего трудящихся, государство.

Так, бакенщик Федор, герой рассказа «На перекате», начинает бойко торговать рыбой, когда в таежные места, где он работал, приходит Человек-строитель. Страсть к легкому заработку, как трясина, затягивает бакенщика. Он оставляет свое основное занятие и спекулирует. Организовалась рядом рыболовецкая артель — Федор не пошел в нее. Автор умело показывает, к чему приводит эта неуемная жажда наживы: зимой, вылавливая большую рыбу, Федор гибнет из-за своей жадности и одиночества.

В рассказе «Ревность» П. Старцев развенчивает «романтику» запрещенного лова рыбы.

Девушка Катя Чехвалова боготворила в юности односельчанина Илью за бесшабашную храбрость и находчивость. Но когда Илья, отслужив в армии, снова пытается встать на путь браконьерства, она разрывает с ним, хотя юношеская дружба и переросла в любовь.

Трогательно и тепло говорит П. Старцев о тех, кто кровно заботится о будущем своей земли. Так, с большой симпатией нарисован образ старожила Ивана, спасающего мальков («Мальки»).

Тематика первого сборника П. Старцева еще во многом ограничена, но то, о чем поведал молодой рассказчик подкупает естественностью, большой задушевностью.