Сохарева Н. Шукшин - это не синтетика // Алтайская правда. - 2010. - 24 июля


22 июля в Барнауле в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая состоялась встреча гостей Шукшинского фестиваля с журналистами. На ней присутствовали: народная артистка России Лариса Малеванная, заслуженный артист России Андрей Ташков, актриса, лауреат первой молодежной театральной премии "Прорыв" Янина Лакоба, режиссеры Юрий Шиллер и Константин Одегов.

Несмотря на то что почти все гости впервые на Алтае, с нашим краем и с творчеством Шукшина у каждого своя, заветная, история. Например, Андрей Ташков – сын актрисы Екатерины Савиновой (знаменитой Фроси Бурлаковой из фильма "Приходите завтра"), которая родилась в селе Ельцовка Алтайского края. Андрей рассказал "Алтайской правде":

– Когда я был маленьким, родители много работали. Поэтому у меня мало информации о маминой родине. Хотя… Пару лет назад был очень интересный эпизод. Периодически я занимаюсь озвучиванием фильмов. И как-то мой однокурсник по МХАТу, отсняв документальную картину, пригласил меня озвучить закадровый текст. Но поставил задачу: не интонировать совсем, то есть читать максимально без эмоций. А картина была про Западную Сибирь, где подробно и очень неторопливо показывался быт охотника. Как живет, как делает тропу, как консервирует мясо… И вот я, получив задание, комментирую все таким бесстрастным, безэмоциональным голосом и вдруг чувствую: что со мной что-то происходит. Тело покрывает дрожь, как будто все это я уже видел и глубиной знаю… Я почувствовал, что мне приоткрыли мои корни.

Понял, откуда я…

Лариса Малеванная поделилась с журналистами:

– С творчеством Василия Макаровича я познакомилась в театре. Когда устроилась в Большой драматический, там как раз поставили пьесу Шукшина "Энергичные люди". Я проработала в этом театре тридцать лет, и пока живы были главные исполнители, спектакль шел и шел… Иногда приходила смотреть, как играют мои коллеги, и видела, что они купаются в этом материале, для них большое удовольствие работать по Шукшину. Позже, когда я стала преподавать в театральном институте, мои студенты с большим удовольствием брали для самостоятельных работ рассказы Шукшина. Помню те ощущения, когда с молодыми людьми репетировали отрывок, пусть даже короткий, но наполненный собственным опытом, собственным взглядом на жизнь. В Шукшине всегда есть глубина, в которую интересно проникать.

Воспоминания о Василии Макаровиче Шукшине вызвали у гостей фестиваля желание поговорить и о состоянии современного кинематографа. Красноречив был Андрей Ташков:

– Давайте подумаем над общей тенденцией, которая сейчас происходит на ТВ. Включая телевизор, вы видите глобальный распад. Основная движущая сила и задача продюсеров – получить деньги. Кажется, все забыли, что воздействие на зрителя происходит через эмоции, через единство с артистом. Это объясняет, почему на экранах мы не видим не только Шукшина, но и вообще достойных работ, которые бы поднимали вопросы о нравственности, любви, призывали бы к работе души. Ведь герой, у которого "отключена" душа, не имеет права быть героем. Но, как ни парадоксально, в этом непрофессионализме есть и плюсы. Если бы продюсеры обладали навыками, то, талантливо призывая нас к катастрофе, давно бы все погубили.

Хочу заметить: от каждого из нас зависит, как мы будем жить в ближайшее время. От состояния нашей души, от того, сколько в ней любви, и будет зависеть не только кинематограф, но и наша жизнь.

Лариса Малеванная подхватила мысль коллеги:

– Меня очень взволновало то, что сказал Андрей. Хочу привести пример: я не могу носить синтетику. Лучше буду носить ситцевое платьице, но ни за что не надену стеклянное. Но кругом – все стекло да полиэтилен. Тогда я покупаю ситец и шью себе сама. Но в кино так невозможно – сшить все себе самой! Играешь то, что тебе предлагают. И я в последнее время по этой причине разочаровалась в актерской профессии.

Тоска по Василию Макаровичу страшная у всех. Настоящий материал, его чувствуешь кожей, сердцем, умом. Шукшин будет всегда, потому что он – настоящий. А в каждом из нас живет эта потребность в подлинном и не искусственном.

Мне недавно предложили сценарий. Говорят, у вас два съемочных дня, роль небольшая, но очень важная для нас. Заплатим любые деньги. Я сразу заподозрила что-то неладное, спрашиваю: "А сколько серий?" Мне отвечают: "259…". Естественно, от съемок я отказалась, даже если бы мне предложили миллион…

После пресс-конференции гости совершили экскурсию по музею и раздали автографы.