Скрипник Е. Вторая жизнь // Наш Новоалтайск. - 2010. - 30 сентября


У поэта она наступает с признанием после ухода его таланта и подпитывается народной любовью и памятью. Об этом шел разговор на круглом столе, прошедшем в рамках Мерзликинских чтений в центральной городской библиотеке. Поэты и писатели Алтая, приехавшие на встречу, говорили о влиянии наследия Леонида Семеновича на творчество.

Модератор, заместитель директора Алтайского дома литераторов Сергей Бузмаков подчеркнул литературоведческое направление заявленной темы, но предложил участникам и свободное обсуждение.

Что касается состава участников, то, кроме именитых и уважаемых литераторов и работников культуры, были и представители молодого поколения пишущей братии. В Новоалтайск приехали поговорить о важном представители трех изданий: «Алтай», «Барнаул» и «Барнаул литературный».

Открывая заинтересованный разговор, глава Новоалтайска Александр Иванченко подчеркнул, что для жителей личность Леонида Мерзликина - это одна из визитных карточек города. Он - певец своей малой родины, Белоярска, куда его постоянно тянуло. Мерзликина можно смело называть классиком, поскольку его творчество живет и будет жить дальше. Александр Васильевич рассказал о том, как впервые открыл для себя этого многогранного поэта. Признался, что сразу же тронули его искренность, пронзительность стихов, умение тонко передавать свои чувства и доносить их до читателей. Талантливый человек, по его убеждению, это не только тот, кто умеет достаточно ловко управляться со словом, мыслью и сюжетом, но и пропускает все через себя. Имея очень тонкую ранимую душу, как обнаженный нерв, очень эмоционально проживает свою жизнь.

Передать сильные эмоции на бумаге, не прочувствовав их самому, практически невозможно. Вот отчего творческие люди часто уходят из жизни так рано, сгорая. Нынешний год - особенный, насыщенный знаковыми датами и цифрами: 75 лет со дня рождения Л. Мерзликина, 15 лет, как его не стало, десять лет, как была вручена поэту первая премия его имени.

Популяризировать творчество Мерзликина можно, начиная с детского возраста. Председатель комитета по культуре администрации города Любовь Березина привела пример вдумчивой работы коллектива детсада №19, где воспитатели читали детям стихи, а у них возникал ассоциативный ряд в виде рисунков. И эти работы маленьких людей по-своему очень интересны.

Любовь Михайловна выразила сожаление, что, хотя у чтений и есть статус краевых, но замыкается все только на Новоалтайске и немного - на Барнауле. Чтобы расширить пространство, было принято решение увеличить количество тиража новой книги «Поклон» и помочь предыдущей книге «Дорога» занять свое место в массовых и школьных библиотеках края. Планируется также создать фонд Мерзликинских чтений для привлечения в течение всего года материальных средств от небезразличных людей. Это поможет увеличить размер премии и большее количество талантливых людей заинтересовать конкурсом.

Редактора отдела поэзии журнала «Алтай» и человека, «делающего» новости на радио, Татьяну Баймундузову просто ранил вопрос коллег журналистов: «А кто такой Мерзликин и что это за чтения?» И это в том числе и те, кто занимается по роду деятельности культурной тематикой. Такое же незнание встретила она и среди одногруппников-филологов. Ей по-настоящему неловко и за земляков-барнаульцев, не имеющих понятия, что буквально в центре краевой столицы расположена улица Мерзликина.

Горечь от того, что настоящий праздник до сих пор не пришел на эту улицу, испытывает и писатель Константин Филатов. Также искренне волнует его и тот факт, что желающему жителю края купить где-то книгу стихов Мерзликина невозможно. Константин Александрович провел параллель между Николаем Рубцовым и нашим не менее талантливым поэтом Мерзликиным. Благодаря тому, что вологодский поэт вовремя перебрался в Москву, он сумел прославить и себя, и свою малую родину. А наш самородок получил известность лишь в рамках Алтайского края. На похоронах Мерзликина губернатора Льва Коршунова очень удивила предельно скромная обстановка в квартире поэта. Но сердце нашего талантливого земляка перед уходом меньше страдало от житейских проблем, больше - от нереализованности и сложных отношений с властью в предыдущие десятилетия.

А вот поэт и редактор отдела прозы журнала «Барнаул» Сергей Клюшников (один из лауреатов премии) признался, что когда ругают какой-то общественный строй (а происходит это регулярно), душащий все живое и творческое, он испытывает внутренний протест. Потому что, по его словам, большой художник, писатель, живет и работает вне строя. Настоящий талант ни от чего не зависит. Тяжелая ноша поэта не должна отражаться в стихах, а обязана находиться за скобками. В обсуждении темы приняли участие не только те, кто сидел за столом, но полноправными участниками стали и гости, слушатели. Поэт, член новоалтайского литературного объединения «Диалог» Юрий Фролов предложил присутствующим не забывать «об учителях наших учителей», напомнив о влиянии на Мерзликина творчества Геннадия Володина. А сегодня, читая Леонида Семеновича, возможно, новые ростки талантов проклюнутся и в нашем городе. На встречах с участниками «Диалога» новоалтайские школьники проявляют большой интерес к настоящей поэзии, хотят слышать советы. В гимназической газете МОУ №166 есть раздел «Пегасенок», где публикуются первые опыты ребят и происходит их разбор. Неравнодушные творческие педагоги помогают школьникам формировать вкус, учиться правильному стихосложению.

Мерзликина не надо приукрашивать и приписывать ему особые достоинства. Это настолько оригинальный и самобытный поэт, что можно только бесконечно вчитываться вновь в его строки и искать в них глубинный смысл. Участники круглого стола говорили о «пронзительной русскости» творчества, душевной открытости и детской очарованности миром и природой. Отмечали драматургию слова, богатство выписанных деталей, ясность образов, тонкий эротизм лирики и поэтизацию человеческих отношений. Подчеркивали те особенности поэзии Леонида Семеновича, за которые его знают и ценят: любовь к простоте и обычному человеку, понимание запросов народа, умение найти общий язык с самыми разными людьми.