Культуру – в массы

Нести культуру в массы всегда было одной из генеральных задач библиотеки. Формат и количество мероприятий по популяризации чтения, самой библиотеки и культурного досуга как такового менялись от десятилетия к десятилетию: сообразно с увеличением штата, фонда и читателей, с учетом трендов того или иного времени и возникающих (а порой и исчезающих) возможностей. До середины 1980-х массовая работа велась силами разных отделов библиотеки: у каждого подразделения, ведущего работу с читателями, были свои зоны ответственности. Потом это направление обрело координатора – Надежду Фомину. Ей удалось структурировать действия отделов, и реализация мероприятий вышла на новый уровень. Тогда начались систематические выставки работ художников, были внедрены новые циклические форматы, – например, «Литературные среды» (привет им от наших «Библиосред»!). И в это же время изменился подход к организации книжных выставок. Так, если раньше отделы ставили выставки только из своего фонда, то теперь в выставочном зале представляли комплексные экспозиции, задействуя тематический фонд из всех нужных отделов библиотеки, и каждая выставка непременно сопровождалась неким действом: например, лекцией по теме.
В 1987 году было создано отдельное подразделение – сектор массовой работы. В его ведение вошли крупные общебиблиотечные события, координация профильной работы всех отделов и продвижение мероприятий. PR и реклама того времени были не сказать, чтобы разнообразными, да и слов-то таких в обиходе еще не было. А еще у нас не было компьютера и принтера, – и все афиши и листовки библиотекари писали от руки! Некоторые образцы того времени – шикарные произведения каллиграфии. И ведь нужно было сделать не одну-две, а десятки в месяц! Ну, а «ковровое бомбометание» в массовую аудиторию началось с редких обзоров литературы и анонсов выставок на радио и в основных газетах региона. С учетом того, что СМИ тогда были единственным источником оперативной информации, результат был замечательный. Все больше входя во вкус (ну и повинуясь спускаемым сверху планам, конечно), библиотекари умножали свои усилия. В 1994 году сектор обрел новые масштабы и стал отделом массовой работы и рекламы. Теперь уже к радио и печатным СМИ добавилось телевидение, и основной пул библиотеки выглядел так: ГТРК «Алтай», ТВ «Город», «АТН», «Свободный курс», «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул». Журналисты охотно освещали библиотечные события и многие вели тему годами, со временем начиная ориентироваться в специфике почти так же, как сами библиотекари, и оттого взаимодействие на глазах совершенствовалось, обеспечивая публику все более интересным информационным продуктом. И «вишенкой на торте» того периода стал первый в истории «Шишковки» логотип. Его автором стал не кто-нибудь, а архитектор Александр Деринг.
Настоящий расцвет начался с 1995 года. Сначала в отделе появился компьютер, и мы наконец-то смогли создавать свою рекламную продукцию почти без участия «ручного» труда, да еще и тиражировать ее, пусть и малыми порциями. Пригласительные, афиши, буклеты, – то, что сейчас само собой разумеется, тогда было волшебством, практически, выходом в космос. А потом здесь появилась Ольга Колбашева (сейчас она – заведующая Мемориальной библиотекой им. В. Башунова Централизованной библиотечной системы города Барнаула), которую заведующий отделом Лариса Ващенко наконец-то уговорила перейти к себе из отдела гуманитарной литературы, – и которой через два года радостно передала руководство отделом. Ольга Николаевна попала, «как кур в ощип»: открывшиеся масштабы работы превзошли все ожидания и опасения. Так, отделу предстояло изящно пролоббировать в обществе экстренное принятие местного закона об обязательном экземпляре с тем, чтобы «Шишковка» стала региональной книжной палатой. В связи с исчезающим финансированием вопрос комплектования фондов стал критическим: с каждым годом библиотека могла позволить себе все меньше новинок. Закон отчасти мог скрасить бедственное положение. Включили все: коллективный разум, опыт и талант, все возможные связи и вот в плане мероприятий возникли такие, которые предельно быстро помогли решить задачу. Так родился нынешний фестиваль
Постепенно издательское дело в крае получило развитие и выставка
В конце 1990-х также началась работа, которая в настоящее время – одна из наиболее актуальных в Алтайском крае вообще – это популяризация национальных культур. Начали тогда с Дней польской культуры на Алтае: в те годы польская диаспора в регионе была одной из мощнейших. Именно библиотека дала толчок к развитию этого движения в крае, превратившегося с годами во внушительный перечень различных фестивалей! Вообще много чего тогда состоялось впервые, – и в той или иной форме получило свое развитие в современности. И как тогда, так и сейчас, в центре любого мероприятия всегда находится книга.
На снимках: афиши разных лет, публикации в г. «Алтайская правда» за 1948 г., выступавшие в библиотеке Л. Квин и И. Кудинов, музыкальный вечер и творческая встреча с литераторами, логотипы библиотеки